Это мой первый пост на данном форуме.
Я начинающий, йогой только собираюсь начать заниматься. Прочитал внимательнейшим и тщательным образом ЙИК (электронную версию), даже заказал по Интернету её бумажную версию. Моё знакомство с йогой началось именно с ЙИК, ранее ничего о йоге я не знал и не читал. При чтении ЙИК выписывал множество цитат, чтобы не забыть потом суть прочитанного.
В ЙИК во многом разочаровался. ЙИК (по моему впечатлению) не является самодостаточным источником для самостоятельного освоения йоги с нуля. Если бы это было не так, то я бы даже и не стал регистироваться на данном форуме.
В ЙИК и на данном форуме я обнаружил множественные противоречия, сбивающие с толку новичка (меня). Поэтому я вынужден здесь на форуме задать несколько вопросов из теории - которые в ЙИК либо вообще не описаны, либо слишком туманно-вскользь.
1. В ЙИК явно не сказано, что при выполнении асан одни мышцы должны быть НАПРЯЖЕНЫ (которые удерживают форму асаны), а только лишь все остальные расслаблены (не участвующие в выполнении формы). Из ЙИК я так понял, что вообще всё тело должно быть расслаблено - а это НЕВОЗМОЖНО (потому что тогда просто не удержишь форму).
2. В ЙИК сказано, что критерий правильности - это отсутствие ощущений. Но как такое вообще может быть - если (вследствие п.1) часть мышц при выполнении асан всегда НАПРЯЖЕНА? Разумеется, эти мышцы будут ДАВАТЬ ОЩУЩЕНИЯ - и с этим НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ПОДЕЛАТЬ. ЙИК советует "вывести их ниже порога восприятия", либо "не доводить до их появления". Но для некоторых асан ни то, ни другое невозможно (в полной мере). Когда у меня руки задраны вверх во Врикшасане - то как я ни расслабляйся - а я всё равно чувствую в них ОЩУЩЕНИЯ - от напряжения мышц - и сделать так, чтобы я НИЧЕГО в руках НЕ ЧУВСТВОВАЛ (выполняя заповедь из ЙИК "отсутствие ощущений") никакими силами НЕВОЗМОЖНО.
Это же не сравнить с тем, когда лежишь в Шавасане - вот тогда действительно у тебя НЕТ ОЩУЩЕНИЙ - а во всех остальных асанах ОНИ ЕСТЬ и НЕ МОГУТ НЕ БЫТЬ (потому что порождаются напряжёнными мыщцами).
3. Вот ещё одно противоречие. Цитата Виктора (это Бойко В.С.?) из http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 6083#46083 :
Наиболее интересна фраза "Делать КАК возможно - и баста". Я попробовал делать Пашимоттанасану (действуя строго по ЙИК). Сразу возник вопрос: спина должна быть абсолютно прямой или не абсолютно? ЙИК об этом умалчивает, там лишь говорится, чтоВ асанах работаете НЕ Вы лично, а форма и время. Все подробности - что, куда и как ставить - лишние. Делать КАК возможно - и баста! Если Вы думаете и стараетесь сделать как лучше, подгоняя себя к образцу - это НЕ йога.
Казалось, бы какая разница - абсолютно/неабсолютно ровной (должна быть спина)? А разница-то есть, и большая: я по себе обнаружил, что когда спина абсолютно ровная, тогда живот даёт гораздо меньшие ощущения при выполнении Пашимоттанасаны. Значит, выходит, утверждение "Делать КАК возможно - и баста!" является ошибочным и неверным. Вот оно - противоречие. Значит, не так уж и не прав Айенгар, что детально учит, как правильно делать позы (о чём я узнал из ЙИК).Спина. Если она слишком сильно сгорблена, то, как утверждает Тантра, практикующий получает «прокол» в районе Манипура чакры и теряет энергию. Не могу подтвердить либо опровергнуть данное утверждение, но работа дыхания и сердца при согнутой колесом спине, безусловно, затруднена.
Другие найденные мною противоречия:
В ЙИК про Пашимоттанасану сказано так:
У меня ступни ног "разваливаются" в стороны - когда я, в соответствии с этой рекомендацией из ЙИК, пытаюсь их полностью расслабить. Для того, чтобы ступни ног держались вместе (как то требует ЙИК), ноги нужно обязательно НАПРЯГАТЬ - а не РАССЛАБЛЯТЬ - и как раз В БЁДРАХ. Пусть на какой-то мизер - но всё же надо напрягать. Это и есть противоречие . Не могут полностью расслабленные в бёдрах ноги не "разваливаться" в стороны в ступнях - это НЕВОЗМОЖНО. За сведение вместе ступней отвечают как раз именно мышцы бёдер - которые и нужно расслаблять (по ЙИК). Правда, тут можно выкрутиться - дескать, в бёдрах есть разные мышцы, и нужно суметь расслабить мешающие согнуться вперёд, но мизерно-напрячь те, что отвечают за сведение воедино ступней ног. Такой ответ меня бы устроил - но почему об этом нет ни звука в ЙИК? Вместо это Виктор советует связывать ремешком ступни, чтобы не "разваливались" http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 0247#90247 . Очень странная (и подозрительная на шарлатанство) рекомендация - вместо того, чтобы объяснить, как правильно делать позу, чтобы ноги не разваливались.Работа начинается с того, что вы, сидя прямо, отпускаете их внутри, особенно мышцы бедер, одновременно расслабляя сознание. Ноги должны оставаться на полу в «отстегнутом» состоянии, как бы автономно от тела. И если релаксация возникла, туловище само начнет стекать вперед и вниз. Если П. делать правильно, ноги лежат на полу, прямые, как палки, им просто не «хочется» сгибаться в коленях.
Уж не для того ли всё это, чтобы потом сказать:
"Ну что вы хотите, йогу в одиночку не осваивают, тут нужен инструктор".
А я не очень-то верю в такую "неизбежность инструктора". Нормальному человеку можно всё (или почти всё) и в письменной форме объяснить - что и как делать правильно. Просто в ЙИК этого не наблюдается - но это другой вопрос.
Теперь такое противоречие: когда люди говорят, что не могут достать ноги в Пашимоттанасане, Виктор советует им делать взамен Уттанасану:
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=3708#3708
То есть, смысл выполнения Уттанасаны вместо Пашимоттанасаны в том, чтобы развить гибкость, достаточную для выполнения Пашимоттанасаны - правильно я рассуждаю? Иначе (если нам не нужно развивать гибкость), зачем заменять Пашимоттанасану Уттанасаной, логично?Если достать ступни ног проблематично либо напряжно - делайте № 47 по Айенгару в варианте свободного свисания и, опять-таки, с прямой спиной, т.е - не стремитесь головой к ногам. Ну и, конечно, соответствующим образом учитывайте ощущения. Когда ладони свободно встанут на пол - можно перейти к Пашимоттанасане.
Но, в другом посте Виктор пишет следующее http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 676#100676 :
Значит, всё-таки, гибкость нам развивать не надо - и, следовательно, заменять Пашимоттанасану Уттанасаной тоже ни к чему, верно? Это - противоречие.Успешное освоение йоги вообще не кореллирует с развитием гибкости!
Люди не хотят или не могут понять что гибкость тела это одна из множества индивидуальных особенностей! В процессе освоения технологии она улучшается, как и все прочие функции психосоматики, до определенных природой данного индивида пределов. И только. То, что кто-то хорошо гнется отнюдь не свидетельствует о его хорошем здоровье, развитом уме либо об успехах в освоении йоги. Это банальная истина.
Тот, кто думает наоборот - ошибается. Тот, кто упорствует в этом заблуждении - глупец. И говорить тут больше не о чем. ИМХО.
В общем, что-то очень уж много изъянов в "науке" этой. Много логических нестыковок. Настолько много, что попахивает вообще-то шарлатанством и "раскруткой" на посещение очных платных курсов. А также Виктор почему-то не стесняется открыто оскорблять людей на форуме - вот пример:
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=3708#3708
Я воздержусь от своей оценки такого рода поведения (думаю, все и так всё поняли) - скажу лишь только, что исходя из такого поведения Виктора вопрос о возможном (когда-нибудь) посещении его платных очных курсов по йоге я уже однозначно решил для себя отрицательно.ему бы еще попутно не брызгать ядовитой слюной на окружающих