[Статьи Михаила Свечникова]

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

[Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение А.Смит »

вниманию доброжелательной (майтри) публики предлагаю свои последние сочинения:
о раджа-йоге
раджа-йога для блондинок


Добавлено позже - Пт Окт 14, 2011 20:24:
"Трактат о чистом сознании, или Искусство пратьяхары"
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Сообщение alexyoga »

супер
особенно для блондинок....
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Я рад, друзья мои )
Патанджали в сущности прост как все гениальное
Ну а детали, в коих бес, уточняются практикой
За это сообщение автора А.Смит поблагодарил:
Спило
Рейтинг: 6.25%
 
azamat
Сообщения: 320
Зарегистрирован: 17 июн 2009, 17:24
Откуда: СКФО
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 44 раза

Сообщение azamat »

Спасибо :)
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Остался неосвещённым только один вопрос. Необходимость передачи. Ну или обоснование отсутствия такой необходимости.
Ну или по-другому. Почему блондинка станет это делать? Откуда у неё появляется первоначальное впечатление (устремление к практике) :?: :wink:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

брюнетка знакомая заказала "для блондинок" ))
вот и написал приложение к высокотрудной статье
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

А... Ну тоесть это "раджа-йога для мотивированных блондинок".
Тогда нет вопросов :D
Olenka
Сообщения: 160
Зарегистрирован: 13 июл 2009, 11:55
Откуда: Ukraina
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Olenka »

Я бы блондинок заменила на домохозяек :?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

ни за что ))
Talifa
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 21 янв 2004, 08:26
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 289 раз

Сообщение Talifa »

по этому поводу
О великом менеджере известно только одно: что он есть.
Идеальный руководитель

Это как тяжело больной в доме. Любое его желание выполняется. Лишь бы не ошибиться, лишь бы правильно понять желание! Вот что движет всеми. О неисполнении желания безнравственно и думать!

Неопытный водитель тормозит автомобиль и пассажиры чувствуют неудобство. Потому что в момент остановки он давит на педаль тормоза до конца. Опытный водитель тормозит так, что и чашки кофе не расплескает. Потому что в момент остановки он вообще не давит на тормоз. У этих водителей прямо противоположное положение ноги в момент остановки.

Ступени мастерства образуются сменой привычного на противоположное. Как горизонталь ступени сменяется вертикалью.

Неопытный руководитель сначала много думает над тем, какой приказ отдать. А уж после того, как отдаст, развивает кипучую деятельность, чтобы обеспечить его выполнение. Опытный сперва создаст условия для выполнения всякого своего приказа. А уж потом и не отдаст его вовсе, а лишь выскажет пожелание. И не заботится о его выполнении. Ни его это дело, а других людей. Ему не о чем беспокоиться.

Идеальный руководитель - вообще бездействующий. Зачем отдавать приказы, если люди и сами должны догадываться, что им делать. Зачем спрашивать, сделано ли, если не было землетрясения или новой мировой войны, которая возможно, и могла бы помешать выполнению?!

Потому что он непредсказуем. Трудно сказать, что произойдет, если нарушить его слово. Но что-нибудь совершенно ужасное. И мысль о невыполнении не додумать до конца, потому что стынет кровь от ужаса на середине мысли.

Он как мрак. Ничего в его планах разглядеть невозможно.

Он как гром. Никогда не угадать, куда ударит и кого поразит.

Он как огонь. Невозможно приблизиться. Тепло рядом, но невыносимо горячо, если пытаться стать еще ближе.

Он бездействующий. Как бездействует плывущий под стремительным парусом по сравнению с гребущим веслами.

Его любят и его боятся. Эти два самые сильные чувства идут за ним рука об руку.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

La gente esta muy loca
Аватара пользователя
Vlav
Сообщения: 610
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 11:15
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 65 раз
Поблагодарили: 88 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Vlav »

А можно сейчас скачать статьи?
Дает ошибку 404
Lorem ipsum dolor text
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

Первые две сгинули, пока перестраивали сайт реалйоги.
Может у кого-то остались, просьба выложить тогда, коли есть спрос. )
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарил:
Хадзека
Рейтинг: 6.25%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
watcher
Сообщения: 149
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 15:34
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 13 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение watcher »

Михаил Свечников

инструктор Школы йоги Виктора Бойко



О Раджа-йоге



В потоке информации, практик, организационных моментов, связанных с йогой, время от времени возникает смутное желание остановиться и в сотый раз задать себе «глупый» вопрос: а зачем, собственно, вся эта йога нужна и что она дает?

При всей кажущейся банальности вопроса (и множестве известных вариантов ответа) за ним стоит некое место в нашем сознании, которое можно назвать «царским престолом» и на котором основана «практика» раджа-йоги.

Слово «практика» взято в кавычки, поскольку эта «практика» заключается в посильном временном выключении абсолютно всех практик и занятий. Другими словами, внимание всерьез переключается на некое пустое место в сознании, где с непривычки не ощущается ничего, а с привычкой ощущается то, что именуют Присутствием.

В самом деле, что делает царь, или (в индийском варианте) раджа? Да собственно… ничего. Все дела совершают его «министры» – вритти (программы-клише) и гуны (варианты тонуса сознания). Раджа присутствует! и, когда это присутствие хозяина время от времени властно о себе напоминает, в доме-сознании постепенно устанавливается порядок. Прекращает быть вечная относительность идей, планов, проектов, появляется абсолютная точка отсчета, и – как прикладная перспектива – все больше верных решений в том же потоке «информации, практик, организационных моментов».

Поэтому Патанджали в своих Йога-сутрах сходу взял быка за рога, постулировав: йога есть подавление (ниродха) власти колебаний сознания (читта-вритти). К сожалению, великий риши не уточнил, как надолго и с какой частотой нужно совершать такое подавление (ниродха). И слава богу, что не уточнил, потому что ответ на это может дать только личная практика.

Поскольку все гениальное просто, любому нормальному человеку вполне посильно опробовать такую ниродху на свои 6-10-12 секунд (см., например «Практику дзен» С.Кацуки). Если же при этом еще понимать вышеизложенную схему сознания с престолом раджи, такая практика обретает ощутимый смысл. Навык регулярных свиданий с «престолом», или (если угодно), краткие, но ощутимые пребывания в пустоте ума, позволяют начать расти внутреннему сознанию (пратьяк-четана на санскрите) или привычке обуздывать, строить вритти, парить над ними, отслеживать состояния-гуны, подстраиваться под них и по возможности регулировать их.

Ниродха-подавление может совершаться как в мягком режиме (допустим, через расслабление тела), так и напрямую. Нужно пробовать, выбирать и варьировать, то есть не лениться заниматься тем неотъемлемым компонентом практики йоги, который именуется свадхъяйя (самоизучение).

Наверное, первое, с чем можно столкнуться в такой практике, это уяснение того, что практика временами не идет вообще, к ней даже трудно подойти. Обычно это связано со слишком большим разгоном гуны раджас (активного, деятельного, эмоционального состояния), либо с накатом неодолимой лени и сонливости (гуны тамас («томность»)). С тамасом все довольно просто (против лома нет приема): надо отдохнуть или выспаться. (Хотя период такого отдохновения может затянуться). А вот раджас («раж») может гнать человека до полного изнеможения и нервных расстройств.

Чтобы хотя бы повернуться в сторону раджи (пустоты ума), нужно этот раджас сбросить. Патанджали в этой связи использует забавный термин «праччхардана», который обычно переводят как «мягкий выдох», но на самом деле он означает… «сблёв» (vomiting в санскрито-английском словаре Монье-Вильямса). Этот «сблёв» (или «сброс»), пожалуй, лучше понимать не буквально, а широко, как целый класс сбрасывающих излишнее напряжение техник, обычно работающих с телом.

В частности, такую последовательную и систематизированную телесную праччхардану образует Хатха-йога. Более того, именно в неподвижных и удобных асанах создаются условия для систематических проблесков «присутствия раджи». Конечно, в свете вышесказанного выражение «нет Раджа-йоги без Хатхи» звучит слишком категорично. Нет никаких проблем в том, чтобы, находясь в здравом уме и твердой памяти сразу на несколько секунд ощутить пустоту ума. Но! Глубокое и регулярное переживание Присутствия вряд ли возможно без регулировки тела и избавления его (в частности, с помощью Хатхи) от ненужных болячек и проблем. Как всегда, из этого правила есть исключения – люди, которые у Патанджали именуются «видехами», и тело им, как правило, не помеха для их самадхи.

А вот вторая часть афоризма «нет Хатха-йоги без Раджи» (без царя в голове) глубоко верна, ибо работа с телом легко может стать (и становится!) просто дурной бесконечностью акробатических или силовых вариаций. Необходимо понимание общей схемы сознания (с раджой-пустотой-присутствием), перспектив работы с телом и, главное, границ и необходимых объемов такой работы.

Конечно, отдельное сознание, пусть со своим внутренним планом (пратьяк-четаной), пусть с раджой и порядком, не существует само по себе и для себя. Оно коммуницирует с другими сознаниями, с внешним миром, оно часть чего-то большего. Один вид коммуникации, привычный, происходит благодаря стереотипным программам-вритти. Другой же основан на культивировании «престола раджи», который представляет собой, в сущности стабильный «разъем» для возможности подключения к другим источникам впечатлений, например, к карма-ашайе (хранилищу карм) или к тому «чистому прото-сознанию», которое именуется в индийской традиции Пурушей.

Не обязательно думать, что пустота ума лежит в сознании где-то в углу отдельным куском. Она подобна фону, который тренированное внимание может «деконцентрировать» (термин О.Бахтиярова) или просто учитывать как реальное Присутствие, при котором разворачиваются любые события-вритти. В последнем случае состояние сознания в принципе не захватывается целиком этими событиями и мыслями-настроениями. Возникающая в таком случае непрерывность (обозначаемая термином самапатти) имеет различные (четыре у Патанджали) градации, переживается как несказанное блаженство и квалифицируется как сабиджа-самадхи (самадхи семенем).

Доступно ли все вышеизложенное пониманию и релизации средним практиком йоги? Думаю, да – особенно если учесть, что мы сами создаем себе проблемы и непонятки, которые, если не подвергнуть их процессу праччхарданы, не дадут нам возможности регулярно проходить к престолу нашего внутреннего раджи.



12.06.2011
За это сообщение автора watcher поблагодарили (всего 3):
М.Свечников, Maxon'ka, daos2008
Рейтинг: 18.75%
 
Аватара пользователя
Nik-On/Off
Сообщения: 1214
Зарегистрирован: 16 июн 2009, 20:40
Благодарил (а): 508 раз
Поблагодарили: 379 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Nik-On/Off »

О раджа йоге (английская версия).
[spoiler="On Raja Yoga"]
Mikhail Svechnikov
yoga instructor,
Viktor Boyko School of Yoga

In the stream of information, practices, and organizational aspects related to yoga, you would sometimes feel the vague urge to stop and ask the same silly question for the umpteenth time: What’s all this yoga in aid of and what does one get from it?

Banal as this question (and all the variety of answers) might seem, it comes from some place in our mind that may be called “a throne” on which the “practice” of Raja Yoga is based.

The word “practice” is quoted because this “practice” involves a temporary termination of all practices and exercises to the best of one’s ability. In other words, attention is seriously redirected to some empty place in the mind where nothing can originally be felt, but later, after being used to the place, what is called Presence can be sensed there.

What does really a tsar (or a raja in India) do? Actually … nothing. All work is done by his “ministers,” i.e., vritties (clichés/programs) and gunas (levels of tonus of mind). Raja is being present! And when the master imperiously reminds about his presence from time to time, order is gradually established in the house (mind). This ceases the eternal relativity of ideas, plans, and projects and gives rise to an absolute reference point. As its applied prospect, you will be able to make more and more right decisions in the same “stream of information, practices, and organizational aspects.”

This is why Patanjali, in his Yoga Sutras, at once takes the bull by the horns and postulates that yoga is suppression (nirodha) of activities of mind (chitta-vritti). Unfortunately, the great rishi did not specify for how long and how frequently such a suppression (nirodha) should be done, and, thank God, he did not, because only personal practice can answer these questions.

Since all ingenious is simple, any man in his senses is able to try to practice nirodha for 6 to 12 seconds (see, for example, Zen Training by Katsuki Sekida). If, additionally, you understand the structure of mind with the raja’s throne, your practice will take on a tangible meaning. Regular attendance of “the throne” or, if you wish, brief, yet sensible emptying of mind develops inward-mindedness (pratyak-cetana in Sanskrit) or the habit to restrain vritties, fly over them, and to trace states of mind (gunas), adapt to and, whenever possible, adjust them.

Suppression/nirodha can be practiced softly (say, by relaxing the body) or directly. You should try, choose, and vary, that is, not to be lazy about practicing that integral component of yoga which is called svadhyaya (self-study).

The first thing you may discover during such a practice is that sometimes it does not go well or cannot even be started. This is usually because of a too strong momentum gathered by the rajas guna (active, energetic, emotional state), or a stab of overwhelming laziness and sleepiness (tamas guna). Everything is simple with tamas: since you can’t buck the system, you have to have a rest or to sleep yourself out (though such a rest may drag on), whereas rajas can tire you out or cause nervous breakdown.

In order to at least turn toward the raja (emptiness of mind), this rajas (stress) should be relieved. In this connection, Patanjali uses the amusing word “prachchhardana.” It is usually translated as “gentle exhalation,” but what it actually means is ... er ... “vomiting” (as per Monier Williams Sanskrit–English dictionary). It would be better to take the word “vomiting” not literally, but in a broader sense, as a class of techniques to relieve excessive stress, usually by working with body.

Hatha Yoga, for one, is a consistent and systematic technique for physical prachchhardana. Moreover, it is asanas as steady and comfortable postures that create conditions for regular manifestations of the “raja’s presence.” In light of this, the expression “no success in Raja Yoga without Hatha Yoga” is too categorical. Being of sound mind and memory, you may easily perceive your mind’s emptiness for a few seconds. But deep and regular experience of Presence is hardly possible without making adjustments to your body and getting rid (say, with the help of Hatha Yoga) of health problems. There are, as usual, exceptions to this rule—people (Patanjali calls them videhas) whose body is not an obstacle to their samadhi.

Contrastingly, the aphorism “no success in Hatha Yoga without Raja Yoga” is fundamentally true because the work with body may easily become just a stupid infinity of variations. You should understand the general structure of mind (with raja/emptiness/Presence) and the prospects for and, above all, the necessary scope of the work with body.

Certainly, mind, even with its inwardness (pratyak-cetana), and even with raja and order, does not exist of itself and for itself. It communicates with other minds and with the outer world; it is a part of something bigger. One type of communication, habitual one, is due to stereotypic programs (vritties). Another is based on the cultivation of “the raja’s throne,” which, in fact, is a stable “port” to connect to other sources of impressions such as karma-ashaya (repository of karma) or “pure proto-consciousness” called Purusha in the Indian tradition.

It should not be supposed that emptiness lies in a single piece somewhere in a corner of your mind. It’s like a background that a trained mind can “deconcentrate” or simply consider a real Presence, which is a backdrop for any events/vritties. In the latter case, these events and thoughts/emotions can in no way occupy the entire mind. The resulting integrity (called samapatti) has several (four as per Patanjali) stages, is experienced as inexpressible bliss, and is classed as sabija samadhi (samadhi with seed).

Is all of the foregoing is understandable and realizable by an average yoga practitioner? I think, yes, especially if it is remembered that we ourselves are responsible for our troubles and misconceptions, which, if not subjected to prachchhardana, will close the way to the throne of our inner raja.

12.06.2011
[/spoiler]
За это сообщение автора Nik-On/Off поблагодарили (всего 2):
Maxon'ka, М.Свечников
Рейтинг: 12.5%
 
कोऽहम्?
Аватара пользователя
Vlav
Сообщения: 610
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 11:15
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 65 раз
Поблагодарили: 88 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Vlav »

любому нормальному человеку вполне посильно опробовать такую ниродху на свои 6-10-12 секунд (см., например «Практику дзен» С.Кацуки).
интересно - это о чем именно речь?
Lorem ipsum dolor text
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

Vlav писал(а):
любому нормальному человеку вполне посильно опробовать такую ниродху на свои 6-10-12 секунд (см., например «Практику дзен» С.Кацуки).
интересно - это о чем именно речь?
А какие есть мнения?
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Vlav
Сообщения: 610
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 11:15
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 65 раз
Поблагодарили: 88 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Vlav »

М.Свечников писал(а):
Vlav писал(а):
любому нормальному человеку вполне посильно опробовать такую ниродху на свои 6-10-12 секунд (см., например «Практику дзен» С.Кацуки).
интересно - это о чем именно речь?
А какие есть мнения?
Речь о возможности каким то образом испытать ЧВН "на свои 6-10-12 секунд" любому желающему ?
Lorem ipsum dolor text
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

Испытать отсутствие (или подавленность) потока мыслей и настроений на несколько секунд, например задержав дыхание и закрыв глаза. По крайней мере этот привычный поток резко притухает, хотя и не надолго. Об этом и пишет С.Кацуки.

Существует также упражнение "СТОП!", вызывающее на время такое же "притухание". Идете вы к примеру по улице и крутите в голове свое привычное, доходите до столба и говорите себе СТОП! (подразумевая, что не будете поддерживать развивать пролонгировать свои привычные размышления гори они синим пламенем и т.д. - скажем, до следующего столба). Наблюдается разница во внутреннем состоянии... Несколько циклов такого развлечения могут переключить вас в измененное состояние сознания, когда изменяются привычные отношения к вещам, привычные установки. Можно испытатать несказанную медитативную свободу, это очень приятно. Без разницы - мысли там или не мысли, эмоции или нет - все они плавают в чем-то большем (в чистом сознании, что ли), как рыбы в аквариуме.
У Патанджали это зовется самапатти, по кр мере я так пониманию.

Никаких гарантий по достижению приятных и возвышенных переживаний тут нет, так что имейте страх божий. )) Может получиться, а может нет, сознание уж слишком бесконечно-параметрическая система для наших нехитрых запросов.
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Vlav
Сообщения: 610
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 11:15
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 65 раз
Поблагодарили: 88 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Vlav »

М.Свечников писал(а): У Патанджали это зовется самапатти, по кр мере я так пониманию.

Никаких гарантий по достижению приятных и возвышенных переживаний тут нет, так что имейте страх божий. )) Может получиться, а может нет, сознание уж слишком бесконечно-параметрическая система для наших нехитрых запросов.
Спасибо, интересно.
Вспомнилось, что пытался смотреть запись Вашего семинара как раз по теме "самапатти" - невозможное было дело ввиду плохого качества звука. Что то про сортировку положительный и отрицательных переживаний, рисовали там что то интересное... Есть где то более доступная информация по этой теме?
Lorem ipsum dolor text
Ответить