Сутры Патанджали. Сампраджнята - Распознавание.
Добавлено: 9 апр 2010, 16:42
Затейливый термин «сампраджнята» я уже вольно трактовал как состояние «сам себе мудрец». Это состояние, в котором в гармоничном движении сочетаются
- витарка (восприятие «грубого», то есть внешнего мира),
- вичара (восприятие «тонкого», то есть внутреннего мира),
- ананда (радость бытия) и
- асмита-рупа (Я-форма)
Все это Шлока 1-17.
Я утверждал, что это состояние тождественно состоянию естественного довольства – сантоши, являющемуся одной из нийям (внутренних «обетов»). Обеты взяты в скобки, поскольку впрямую они исполняться не могут, это как раз состояния,
а) естественно вырастающие из практики, и
б) с необходимостью способствующие ей.
Все это хорошо и правильно. Но есть еще один слой интерпретаций.
Есть глянуть на Шлоку 1-17 в контексте других шлок, то выясняется вот еще какая связь.
Шлока 1-16: в результате практики с отстраненностью достигается высочайшее знание Пуруши (парящего Духа). Так вот, с этой высоты парения становится возможным посмотреть на устройство человека в следующем ключе:
1) Витарка – массив внешних восприятий, бомбящий нас снаружи. То их слишком много – и нам хужеет, то их слишком мало – и забирает тоска.
2) Вичара – конгломерат внутренних отражений внешних восприятий, их осмысление, эмоциональная оценка (хорошо-плохо), многократные реверберации с прошлыми жизненными опытами. Бесконечный внутренний диалог-монолог по любому поводу.
3) Ананда – собственно жизненная энергия, сила, приток пракрити, ресурс. Дети демонстрируют его в чистом виде, у взрослых он как правило в разной степени истощен и испорчен вичарой (ложка дегтя…). Практика йоги позволяет этот ресурс возродить и очистить. Это чисто материальный аспект бытия, аспект пракрити, доступный любому практикующему.
4) Асмита-рупа – духовный аспект, тяготеющий к Пуруше, управление, собирающее в кучу наше бытие посредством невыразимого чувства собственного Я. Доступно зрелому практикующему, внимание которого уже достаточно насыщено бхогой и тяготеет к Атману и Пуруше.
Простая аналогия с компьютером:
- витарка – устройства ввода-вывода, железо,
- вичара – системный софт, операционная система, платформа (на которой крутятся многочисленные вритти-программы),
- ананда – блок питания и само питание,
- асмита-рупа – юзер.
Интересно, что Асмита-рупа прочитывается на санскрите двояко (из-за так называемого правила сандхи): как асмита-рупа (Я-форма) и как асмита-арупа (Я бесформенное). И то и другое в кассу, если понимать «Я» в первом случае как одухотворяющий принцип в некой форме (душе, см. Шлоку 4-9), или как эгоизм. В последнем случае асмита-арупа означает отсутствие (злобного, дурацкого) Эго и, стало быть, опять-таки Духовность.
Вся эта четверка объединяется как сампраджнята, и этот термин переводится как «распознавание» - тот процесс, посредством которого мы ежесекундно выделяем себя из общего массива жизненных потоков. Практика йоги очищает все четыре аспекта сампраджняты, позволяя проявиться им в полный рост.
Особенно интересно и драматично обстоит дело с анандой – радостью бытия. Она всегда здесь, с нами в виде источника жизненной энергии, и практика расширяет доступ к ней через «портал» покоя, через прочное основание (Шлока 1-14).
Но ананда постоянно отравляется дурной вичарой, ее негативом, ее постоянным самоусугублением. Поэтому Патанджали аж в трех шлоках (1-33, 2-33, 2-34) настойчиво предлагает устранять «дурные мысли», культивируя помышление о «противоположном дурному». И тогда ананда может выступить в своей могучей и целительной ипостаси, питая сознание (Асмита-рупу) силой…
- витарка (восприятие «грубого», то есть внешнего мира),
- вичара (восприятие «тонкого», то есть внутреннего мира),
- ананда (радость бытия) и
- асмита-рупа (Я-форма)
Все это Шлока 1-17.
Я утверждал, что это состояние тождественно состоянию естественного довольства – сантоши, являющемуся одной из нийям (внутренних «обетов»). Обеты взяты в скобки, поскольку впрямую они исполняться не могут, это как раз состояния,
а) естественно вырастающие из практики, и
б) с необходимостью способствующие ей.
Все это хорошо и правильно. Но есть еще один слой интерпретаций.
Есть глянуть на Шлоку 1-17 в контексте других шлок, то выясняется вот еще какая связь.
Шлока 1-16: в результате практики с отстраненностью достигается высочайшее знание Пуруши (парящего Духа). Так вот, с этой высоты парения становится возможным посмотреть на устройство человека в следующем ключе:
1) Витарка – массив внешних восприятий, бомбящий нас снаружи. То их слишком много – и нам хужеет, то их слишком мало – и забирает тоска.
2) Вичара – конгломерат внутренних отражений внешних восприятий, их осмысление, эмоциональная оценка (хорошо-плохо), многократные реверберации с прошлыми жизненными опытами. Бесконечный внутренний диалог-монолог по любому поводу.
3) Ананда – собственно жизненная энергия, сила, приток пракрити, ресурс. Дети демонстрируют его в чистом виде, у взрослых он как правило в разной степени истощен и испорчен вичарой (ложка дегтя…). Практика йоги позволяет этот ресурс возродить и очистить. Это чисто материальный аспект бытия, аспект пракрити, доступный любому практикующему.
4) Асмита-рупа – духовный аспект, тяготеющий к Пуруше, управление, собирающее в кучу наше бытие посредством невыразимого чувства собственного Я. Доступно зрелому практикующему, внимание которого уже достаточно насыщено бхогой и тяготеет к Атману и Пуруше.
Простая аналогия с компьютером:
- витарка – устройства ввода-вывода, железо,
- вичара – системный софт, операционная система, платформа (на которой крутятся многочисленные вритти-программы),
- ананда – блок питания и само питание,
- асмита-рупа – юзер.
Интересно, что Асмита-рупа прочитывается на санскрите двояко (из-за так называемого правила сандхи): как асмита-рупа (Я-форма) и как асмита-арупа (Я бесформенное). И то и другое в кассу, если понимать «Я» в первом случае как одухотворяющий принцип в некой форме (душе, см. Шлоку 4-9), или как эгоизм. В последнем случае асмита-арупа означает отсутствие (злобного, дурацкого) Эго и, стало быть, опять-таки Духовность.
Вся эта четверка объединяется как сампраджнята, и этот термин переводится как «распознавание» - тот процесс, посредством которого мы ежесекундно выделяем себя из общего массива жизненных потоков. Практика йоги очищает все четыре аспекта сампраджняты, позволяя проявиться им в полный рост.
Особенно интересно и драматично обстоит дело с анандой – радостью бытия. Она всегда здесь, с нами в виде источника жизненной энергии, и практика расширяет доступ к ней через «портал» покоя, через прочное основание (Шлока 1-14).
Но ананда постоянно отравляется дурной вичарой, ее негативом, ее постоянным самоусугублением. Поэтому Патанджали аж в трех шлоках (1-33, 2-33, 2-34) настойчиво предлагает устранять «дурные мысли», культивируя помышление о «противоположном дурному». И тогда ананда может выступить в своей могучей и целительной ипостаси, питая сознание (Асмита-рупу) силой…