Однако... есть и продолжение.Виктор писал(а):Для Я: не беспокойтесь за Йога-сутры, текст их останется в неприкосновенности. Напомню Вам слова вице -президента Индии и всемирно известного философа С.Радхакришнана: «Личный Бог философии йоги очень слабо связан с остальной системой. Преданность Богу является только вспомогательным средством для достижения конечного освобождения. Бог представляет собой только особое «Я», а не творца и охранителя Вселенной. Ишвара облегчает достижение освобождения, но не дарит его непосредственно. Такое понимание Ишвары является, конечно, неудовлетворительным, и мы не можем не сказать, что философия йоги ввела понятие бога ТОЛЬКО для того, чтобы быть модной и привлекать умы людей» ("Индийская философия", т.2, с.328).
Вы, господин Я, конечно святее Папы римского, ибо очень беспокоитесь как бы из Сутр не выбросили то, что, судя по приведенной цитате, является для них вообще чуждым.
Странная ретивость, однако... К чему бы это? :?
И очень интересное...
Сарвепалли Радхакришнан
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Том II (следующий абзац за процитированным ВСБ)
"В последующей йоге больше учитываются всеобщие потребности человеческого сердца и бог начинает занимать более важное место. Реальность бога усматривается в возвышенной жизни человека. Доказательством существования бога служат религиозные переживания человека. Высшая душа обращается к индивидуальной душе, и те, кто ищут истину, находят отклик в своих сердцах. Суровая дисциплина ума и тела йоги с ее большим физическим напряжением и серьезным риском для морали требует признания существования какого-то руководителя, освободителя от темноты и страданий, учителя истины и вдохновителя силы. Вскоре соединение с богом станет целью человеческих усилий. В «Бхагавадгите», например, деистическая йога заменяется теистическим бхакти. В самадхи душа видит бога и обладает им. Путем отделения я от всякого объекта чувства и мысли, путем подавления всякого желания и страсти и исключения всякого личного чувства мы достигаем воссоединения с богом. Эта цель может быть достигнута в результате усиленного созерцания бога. Виджнянабхикшу говорит: «Из всех видов сознательного созерцания созерцание высшего божества является важнейшим» ".
И на этом глава "СИСТЕМА ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ" заканчивается.
Так что же есть созерцание Бога? Глюк? Или всё же...
Похоже, однако, что Радхакришнан критикует Патанджали, но вовсе не отрицает идеи существования Всевышнего. И даже наоборот.