Принципы составления практики, сбалансированность комплекса

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
Сергей (2001)
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 5 окт 2011, 02:02

Re: Вопрос Виктору по практике

Сообщение Сергей (2001) »

> Сергей, если Вы видите его ТАК, то зачем спрашивать? И что я
> могу Вам сказать? Ученого учить - только портить:))
Так я хочу узнать Ваше экспертное мнение, нужно ли ДВА комплекса или можно все таки одни. И если один - то в какой последовательности делать упражнения?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Ответ Сергею по практике

Сообщение Виктор »

Дело в том, что я не могу сказать - не зная и не видя Вас - насколько верно вообще такое количество асан, выполненное подряд. С точки зрения последовательности - при данном уровне сложности асан противопоказаний я не вижу.
Сергей Озеров
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 03:25

Re: Ответы Сергею Озерову по практике

Сообщение Сергей Озеров »

Я практикую йогу уже 10 лет, но обращаюсь к Вам именно потому,
что считаю Вас гораздо более опытным йогом. Для себя считаю
выполнение Ваших комплексов в чистом виде не лучшим вариантом,
потому и пытаюсь их доработать, усовершенствовать... А вот насколько
мне это удалось, хочу уточнить у Вас (т.к. эффект от одних упражнений
может быть аннулирован другими).
Вот мой вариант утреннего комплекса упражнений:
1. "Шавасана" - 15 мин. В случае если комплекс выполняется не утром.
2. "Пашимоттанасана" - три подхода по 3 минуты
3. "Врикшасана - по 30 сек.
4. "Уттхита Триконасана" - по 1 мин.
5. "Паривритта Триконасана - по 1 мин.
6. "Уттхита Парсваконасана" - по 40 сек.
7. "Паривритта Парсваконасана" - 15 сек.
8. "Вирабхадрасана" I - по 15 сек.
9. "Ардха Чандрасана" - по 40 сек.
10. "Парсвоттанасана" - по 1 мин.
11. "Паригхасана" - по 40 сек.
12. "Гомукхасана в Вирасане" - до 3 мин.
13. "Супта Вирасана" - до 5 мин.
14. "Джатхара Паривартанасана" - по 2 мин.
15. "Падмасана"- по 2 мин.
16. "Бхуджангасана" - ноги на ширине плеч - 1-2 мин.
17. "Трианга Мукхаикапада Пашимоттанасана" - по 1 мин.
18. "Ардха Матсиендрасана" - по 1 мин.
19. "Парипурна Навасана" - 3 подхода по 30 сек. Или "Ардха Навасана" - 3 раза по 20 сек.
20. "Пурвоттанасана - до 20 сек.
21. "Урдхва Прасарита Падасана" - 10 сек, 10 сек, 30 сек.
22. "Сиршасана" - по возможности, но не более 10 минут.
23. "Сарвангасана" - до 3 -5 мин.
24. "Халасана" - до 5 мин.
25. Созерцание (Медитация).
26. Комплекс Пранаям.
27. "Шавасана" - 15 мин.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Ответы Сергею Озерову по практике

Сообщение Виктор »

Не вижу в Вашем комплексе противоречий, т.е. он вполне может быть таким, тем более, как я понимаю, Вы также создали его не вдруг, а за достаточно долгое время.
Ну, с моей точки зрения Врикшасану и Пашимоттанасану надо бы поменять местами, кроме того время выдержки Уттхита и Паривритта Парсваконасан малое - почему так? Ведь если Вы разобрались с релаксацией живота в силовых и с дыханием, то выдержка любой стоячей асаны от минуты до полутора - не проблема, а отдых и тонизирование.
Опять же время выдержки №17 и 18 на мой взгляд можно с пользой довести до трех минут, а Пурвоттанасаны - до полутора без каких-либо ощущений...
Впрочем - время выдержки, наверное, Вами подобралось также в индивидуальном порядке?
Arturas
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 19:31
Откуда: Litva

kompleksi asan

Сообщение Arturas »

Хотел спросит какие комплекси асан ви(кто занимаетес) делаетеКаких асан целесобразно делат и как их соцетат..Дело в том цвто мне надаедает те зе самие асани хоцетса цевотас новова по слознеэ так и тренируюс 2 сага период адин назад.Заметил цто так делая ест по болсе прогрес когда делаес асани по слознеэ простиэ виходит сами собои,а так бивает цто и сидис на месте...Тепер делаю следусцийи:
1)Стоика наруках 2сирсасана 3сарвангасана 4халасана 5пашимотосана 6бадха конасана асани на растиазкун ног...потом бадха падмасана бхудзиангасана матсиандрасана навасани и заканциваю удиянаи или наули.Тепер нацал делат каздий второи ден стоячийи сперва делаю сирсасану сарванг и халасан и пашиму патом стояших.
Павел (2001)
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 25 янв 2011, 04:35

Re: kompleksi asan

Сообщение Павел (2001) »

Артурас, мой Вам совет: разберитесь для начала с технологией выполнения асан, а потом делайте все что Вам только в голову взбредет.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: kompleksi asan

Сообщение Виктор »

Если Вам что-то в практике надоедает, то НЕ йогой Вы занимаетесь.
NSG
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 8 окт 2002, 12:17
Откуда: г. Киев

Принципы составления практики, сбалансированность комплекса

Сообщение NSG »

Уважаемый Виктор Сергеевич!
Так как Вы говорите, что не видя человека нельзя подобрать комплекс асан, то может быть Вы ответите, какими соображениями Вы руководствуетесь составляя комплекс для Вашего ученика, человека молодого, здорового, достаточно гибкого и сильного.
С уважением, Сергей.



См. также:
"принципы усложнения асан"
"Полноценность йоги"
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Уважаемый NSG!
Если человек молод, здоров и достаточно гибок, то для грамотного составления комплекса асан нужно видеть его исходные амплитуды, тип физического сложения, нервную конституцию, знать параметры восприятия - болевой порог, ведущую репрезентативную систему, затем - биографию - в смысле весь генезис здоровья, от нежного возраста до сего дня, отношение к спорту, условия жизни, текущий род деятельности, характер физических и нервных нагрузок.
Вот в основном и все. С учетом пречисленного можно смонтировать оптимальный начальный комплекс.
Примерно так.
Всех благ!
NSG
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 8 окт 2002, 12:17
Откуда: г. Киев

Сообщение NSG »

Уважаемый Виктор Сергеевич!
Не могли бы Вы описать Ваш ежедневный комплекс асан и как он изменился за последнее время и в связи с чем. Если, конечно Вы не сочтете мое любопытство недопустимым.
С уважением, Сергей.
Juzz
Сообщения: 487
Зарегистрирован: 17 мар 2002, 13:05
Откуда: Киев
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Juzz »

// Уважаемый Виктор Сергеевич!
Не могли бы Вы описать Ваш ежедневный комплекс асан и как он изменился за последнее время и в связи с чем. Если, конечно Вы не сочтете мое любопытство недопустимым. //

О!
Присоединяюсь к просьбе!
Было бы очень интересно. :-)
Talk is expensive, silence is free
NSG
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 8 окт 2002, 12:17
Откуда: г. Киев

Сообщение NSG »

Уважаемый Виктор Сергеевич!
Я, собственно, чего пристаю. У Сидерского А. В. и компании есть некое подобие методики освоения йоги. С грехом пополам можно определить, зачем мне необходимо практиковать ту или иную асану. Ну, всяческие там, принципы наполнения и расширения, компенсации, прогрессивной тренировки и пр. Возможно ли и каким образом самостоятельно в виду отсутствия наличия квалифицированного инструктора :( выстроить практику асан?
С уважением, Сергей.

P.S. Если ВСБ наотрез отказывается разрешить заглянуть в святая святых, может быть на прошлый мой вопрос ответит кто-нибудь из долгое время практикующих йогу в стиле ВСБ или подобном.
Angol
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 6 апр 2002, 02:01
Откуда: Krasnodar
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Angol »

Слишком много думаете, товарищ. Если нет явных противопоказаний, попробуйте попрактиковать стандартные комплексы по ЙИК, тогда гораздо легче будет почувствовать, что вашему телу надо и вопрос о методике оптимального комплекса отпадет сам собой за ненадобностью. А притязания ума на "руководящую и направляющую" легко удовлетворить чтением книжек по "матчасти" ("Энциклопедия йоги" Г.Фаерштайн, например).
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Пока кто-то скажет дельное слово - сколько времени приходится ждать! Спасибо, Андрей!
Уважаемый NSG, подобные вопросы показывают, что Вы пока не врубились в центральный момент практики, а именно: никто, нигде и никогда ЗАРАНЕЕ не определит, ЧТО, КАК и СКОЛЬКО Вам следует делать в йоге! В том числе и в Хатха-йоге.
Любая нормальная методика освоения в данном случае именно и состоит в том чтобы, взяв некий стандартный комплекс (комплексы), примерить его к себе (или к кому-то еще) практически и, определив свой начальный уровень и особенности, с него начать.
В случае нарушений здоровья, с чем я в основном работаю, задача усложняется многократно, а для более или менее здоровых людей это проще.
Мы все настолько разные, что знание того, что делает Ангол, АЮТ, Орлангур, я или кто угодно другой НИЧЕГО Вам не даст и дать не может, так зачем напрасно сотрясать воздух?
Ваш вопрос аналогичен тому, когда практикующий говорит: что-то надоело делать одни и те же асаны, что-нибудь бы новенькое...
Одна такая фраза фраза показывает, что человек во-первых не йогой пока занимается, но вульгарной физзарядкой типа "инсульт-ура", во вторых не понимает сущности того, что, как оно полагает, практикует добросовестно.
Не спешите, разберитесь хорошенько с сущностью технологии, и тогда все станет на свои места. И вопросы иные будут на повестке дня :)
Всех благ!
NSG
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 8 окт 2002, 12:17
Откуда: г. Киев

Сообщение NSG »

Angol, Виктор Сергеевич, спасибо за ответы!
Все-таки, практикуя в правильном режиме, я должен сам почувствовать необходимость изменений?
Если травма не позволяет выполнить какую-либо асану из Вашего комплекса ее стоит заменить на похожую, но не затрагивающую травмированное место, или пропустить вообще?
Вы писали, что для достижения цели йоги нет необходимости осваивать большое количество асан или использовать очень сложные. Как по-вашему, зачем понадобилось Б.К.С. Айенгару осваивать такое их количество, а Дхирендре Брахмачари такие сложные как стойка на одной руке? Это уклонение в факиризм?
С уважением, Сергей.
Angol
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 6 апр 2002, 02:01
Откуда: Krasnodar
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Angol »

На сколько я могу судить по своему, пока еще не богатому, опыту, ощущения действительно приходят изнутри. Если в результате практики Вы "переусердствовали" или "всплыла" какая-то застарелая травма (о которой вы могли вообще не догадываться !), то любые "похожие" асаны будут ее только бередить и затруднят восстановление. Ведь смысл близких между собой асан - нагружать одни и теже связки, мышцы, органы (с небольшими вариациями). А это делать категорически нельзя (в этом я уже шишек набил)! Поэтому вопрос о "похожих" некорректен: если похожая по действию - то нельзя, если только внешне, то она действует совершенно на другое и не попадает под наше обсуждение.
Если же Вам нужно разрабатывать старую травму, то я Вам, к сожалению, ничего, кроме общего пожелания (капля за каплей, только на "этой" стороне болевого барьера, но регулярно (по нескольку раз в день)) сказать не могу. Я так над растяжкой работаю.
Еще один вид травм, на мой взгляд связаный с практикой, это психологические кризисы. Не вдаваясь в детали (это нЕсколко офтопик) - это когда вас жутко эмоционально ракачивает после практики любых асан, то тут я полностью прекращал занятия йогой (иногда на несколько недель), помятуя слова Виктора Сергеевича: "Если от практики йоги жить становится хуже - к черту такую йогу! Йога - для жизни, а не жизнь - для йоги." Со временем становилось понятно, что именно произошло и почему организм вставал на дыбы (а иногда, кстати, и нет!). Я успокаивался и появлялась потребность продолжать практиковать.
Большое количество асан, опять-же - только по себе сужу, позволяет новичку на первых порах, пока не освоена их последовательность и доступная на данный момент форма, загрузить мозг работой по расслаблению, удержанию равновесия,... и т.о. "заткнуть" на некоторое время (для меня что-то около месяца) внутренний диалог. Но потом начинаешь замечать, что даже скрюченый в три погибели буквой зю, думаешь о какой-нибудь непотребности (от которой у правоверного йога волосы должны были бы повылазить) вместо смиренного наблюдения за спокойным дыханием, медитативным расслаблением бренного тела (плавно переходящим в храп).
Я для себя понял, что практика асан - это оздоровление тела гибкостью и кровоснабжением, ума - ясностью и сосредоточенностью, чувств - чуткостью и невозмутимостью. Без этого дальше не пойдешь. А количество асан - дело очень индивидуальное. Мастера йоги, на мой взгляд, просто показывают, что йогой можно заниматься и инвалиду и цирковому гимнасту. Может быть, это просто их способ самовыражения. А может быть будет и Ваш.
Как Вы думаете, может-ли простая мелодия на флейте вызвать потрясение не меньшее, чем выступление симфонического оркестра? Весь вопрос в том, сколько вложено в любое дело своей души.
За это сообщение автора Angol поблагодарил:
AliceDodgeson
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Уважаемый NGS, туманна сама постановка вопроса. Что такое травма? Это есть ограничение, приобретенное Вами лично, очевидно в силу некорректности практики либо случайно. Так или иначе – ее следует учитывать наряду с уже существующими ограничениями по здоровью, а также индивидуальными особенностями опорно-двигательного аппарата.
Честно скажу: я не знаю, зачем Айенгару понадобилось показывать такое количество асан и думаю, что на самом деле в нем играла гордыня типа «смотрите что я могу», кроме того по типу его сложения не думаю, чтобы он уж так сильно все это «осваивал», например присутствующий на этом форуме наш коллега АЮТ писал, что за полгода овладел вариантом Шалабхасаны с постановкой ног на голову.
Мой друг из города Мурома Игорь, который, кстати, вскоре начинает преподавать в нашей школе, самостоятельно освоил примерно 80% асан, приведенных Айенгаром в его «Прояснении йоги», – ну и что? У Игоря такие физические данные, тело оказалось способным к воспроизведению айенгаровских форм без всякого обучения в Индии или у кого-либо, человек сам просто брал и делал, по своей личной методике, которая сложилась у него спонтанно. Но он-то и сказал мне: это можно сделать и как акробатику, и как йогу. Видимость одинаковая, а ощущения и следствия совершенно другие.
Поглядите на Сида, черниговцев и прочих гипермобильных товарищей, ведь они на самом деле (это всегда было и в Индии) делают не только те асаны, которые увидели в чьем-то исполнении, но и придумывают свои, которые вытекают ТОЛЬКО из их личных физических возможностей. И это нормальная акробатика, которая была во все века. Все всегда делали и делают то, что реально позволяет тело с его личным потенциалом развития, и не больше. Ну плюс теперь говорят всякие слова по энергию, которых просто раньше не знали. Но йога – это работа с состояниями, и прежде всего – при сохранении физиологического и психосоматического покоя. Если его нет – можно достигать чего угодно и как угодно это называть, но самонастройки системы и тем более ее перенацеливания на высшие уровни коммуникации не может случиться.
Это первое.
Второе: вот Вы прекрасно знаете, что все люди различны в плане умственного (интеллектуального) потенциала. Никому не приходит в голову, что соответственно потренировавшись, можно приобрести способности как у Эйнштейна или Микеланджело, поскольку потенциал интеллекта и способностей дан от рождения. Но почему, черт возьми, аналогичная мысль не приходит в голову олухам (прости, Ишвара, меня грешного!), пытающимся повторить чьи-то «достижения» в Хатха-йоге?! Да возьмите любой источник где есть фотографии асан и сделайте все, которые более или менее удовлетворительно получатся – вот это и есть Ваш начальный уровень!Абзац. И потом ответьте себе в процессе работы: для чего все это делаете? Чтобы повторить Айенгара? Зачем? Что в Вас прибавится если даже удастся это сделать? Вы решите свои жизненные проблемы? Поумнеете? Будете счастливым? Или все же йога – это нечто другое, стоящее за этими асанами, для всех разными по необходимости?
А полезные изменения в практике приходят сами по себе, их торопить нельзя.
Прощу прощения за многословие.
Всех благ!
NSG
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 8 окт 2002, 12:17
Откуда: г. Киев

Сообщение NSG »

Доброго времени суток, Виктор Сергеевич!
Как раз за многословие отдельное спасибо! :D
Попробую обрисовать суть проблемы. Пять лет я практиковал стиль йоги от А. Сидерского и Черниговцев. Пришел, по моему мнению, в тупик. Возможно и скорее всего по собственной вине. В результате - травмы и ничего из явно и неявно обещанного. Опять же не обвиняю саму технологию и ее создателей. Начав искать альтернативу в инете нашел Ваш сайт и стиль йоги. Уже выбросил на мусорку все идеи (надеюсь) о потоках, астралах и кундалинях. Но есть трудности с практическими рекомендациями, без помощи трудно отделить вредное от полезного. Поэтому прошу прощения за вопросы, которые покажутся глупыми.
С уважением, Сергей.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Если Вы, NGS, действительно перестраиваетесь с травмами на иной чем прежде стиль практики - тогда ваши вопросы, безусловно, имеют основание. Спрашивайте. Можно по мэйлу, если это интересно всем - то здесь.
Всех благ!
SergSmirnov
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 14 апр 2002, 14:59

Сообщение SergSmirnov »

Angol писал(а): Еще один вид травм, на мой взгляд связаный с практикой, это психологические кризисы. Не вдаваясь в детали (это нЕсколко офтопик) - это когда вас жутко эмоционально ракачивает после практики любых асан
Та же проблема- занимаюсь с сентября сего года, сейчас именно в таком состоянии- ни о каком расслаблении и речи нет- в голове при практике как будто кто-то поселился, причем поставив целью не дать внутренне умолкнуть. На этой почве иногда появляется даже некоторая истеричность типа "Да заткнешся ты наконец ...!" Знаю двух человек, которые перестали практиковать именно по этой причине, считая происходящее "знаком", что йога не для них. Думаю, что это ошибка, и нужно искать выход. Виктор, может прокомментируете, а?
Ответить