Страница 1 из 2

Бхастрика

Добавлено: 8 янв 2006, 00:58
Mykola
В разных источниках описываюших Бхастрику и другие упражнения типа "кузнечных мехов" встречаются разногласия относительно глубины дыхания. Например Дхирендра Брахмачари пишет "breathing deeply and rapidly" т.е. дышать ГЛУБОКО и быстро, а Очаповский (который вроде бы у Дхирендры скопировал весь его комплекс, с небольшими изменениями) советует дышать быстро и ПОВЕРХНОСТНО. Пробовал и так и так. При глубоком дыхании начинает кружиться голова от гипервентиляции...

Как правильно? Насколько глубоко нужно дышать в Бхастрике и как часто?

Добавлено: 8 янв 2006, 02:42
Vald
По-моему, правильно так и так. Просто Зубков, а затем, естественно и Очаповский, они большие "страховщики" (как бы чего не вышло), т.е. на первоначальных этапах (а это годы в их понимании) освоения йоги, нагрузки должны быть минимальны. Поэтому и в Бхастрике, дана как бы минимальная нагрузка в изложении Очаповского. А у Дхирендры дано уже классическое описание Бхастрики.

Добавлено: 8 янв 2006, 09:49
Mykola
Поискал ещё в сети. Одни говорят--действительно можно и глубоко и поверхностно, с частотой до 1-2 дыханий в секунду. В некоторых источниках говорится о принципиальной разнице между Бхастрикой и Капалабхати. В Бхастрике дескать нужно чтобы живот интенсивно работал наподобие кузнечных мехов, а Капалабхати предназначена для "прочистки мозгов" и не предполагает подобного сдувания-надувания, хотя техника почти та же--частое дыхание. Т.е. разница в глубине, насколько я понимаю, и Бхастрика в идеале должна быть с глубоким дыханием, иначе это будет Капалабхати.


Добавлено позже (Вс Янв 08, 2006 11:15 am):

Чем больше ищу на эту тему тем больше нахожу РАЗНЫХ техник с этим же названием. Хотелось бы услышать мнение экспертов.

Добавлено: 8 янв 2006, 11:23
Майкл
Индия страна большая, много вней разных йог и йогов. Я другой такой страны не знаю, где в одни и теже названия вкладывали настолько разный смысл.
Не претендуя на обобщение, могу вам дать еще один вариант.
Обе техники и бхастрика и капалабхати выполняются только животом.
Разница лишь в том что в капалабхати выдох идет резким сокращением мышц живота, вдох - пассивное наполнение легких, а в бхастрике и вдох и выдох делаются резким активным "хлопанием" живота.
капалабхати это очистительная практика, в ней амптитуда такая сколько воздуха войдет в легкие без активного вдоха, т.е. само наполнится, после этого - сразу резкое сокращение мышц живота.
Бхастрика - очень продвинутая техника это гипервентиляция. Я вообще большинству не советую ее пробовать.

Добавлено: 8 янв 2006, 15:40
miha
Попробуйте сделать капалабхати правильно, т.е. быстро, но очень легко и поверхнотно, без амплитудных движений животом, обращая внимание на течение воздуха-праны в носу... И вы почувствуете, что такое правильное капалабхати.
Бхастрику, напротив, нужно делать с резкими амплитудными движениями живота, акцентируясь на резком мощном выдохе, вдох идет на противоходе сам по себе.
В цигуне, кстати, есть бхастрика наоборот, т.е. дыхание животом с акцентом на вдохе, а выдох естественный, но это цигун... хотя можно пробовать вреда не будет...

Добавлено: 9 янв 2006, 11:22
Виктор
Полностью согласен с мнением Майкла по поводу Бхастрики.

Добавлено: 16 янв 2006, 18:55
Maxxon
Пришли тут мысли на эту тему... как я это вижу, капалабхати это частный случай бхастрики. Ее вторая половинка так сказать. Первой, то бишь акцентированный резкий вдох, пассивный выдох, вроде как в пранайаме я в отдельном виде не встречал. Зато есть такая дыхательная гимнастика, Стрельниковой, известная в среде людей интересующихся здоровым образом жизни. Так вот ее как раз можно считать первой половинкой. Резкий короткий активный не глубокий вдох и пассивный выдох, все в быстром темпе. Тоже что говорит Майкл, вдох не глубокий, иначе чревато. Не знаю обязательно ли животом, но не глубокий и резкий, т.с. "эмоциональный". Собственно сама Стрельникава задумывала свою гимнастику как тренировку дыхательной мускулатуры и снятие различных повреждений всего дыхательного процесса. Ну и плюс все остальные бонусы соответственно. Хотя сторонники эндогенного дыхания В.Фролова ее критикуют не щадно.... типа перенасыщение кислородом и все такое. Однако если вспомнить ребефинг, Орра, тогда вообще круто, там гипервентиляция рулит. Вот вобщем думайте, кому... чего... :))

Добавлено: 18 янв 2006, 14:16
Mykola
Спасибо всем за ответы. Я всё понял!!! :)

Добавлено: 18 янв 2006, 19:24
miha
Захотелось еще поговорить...
Вариант приведенный Майклом, можно прочесть например в "Пранаяма-дипика" Айенгара. Мощный выдох-вдох животом, а капалабхати в этой версии, акцент на выдохе. Бхастрика в таком варианте очень мощная, долго ее выполнять не хочется, нагрузка на голову сильная. В этом варианте капалабхати соответствует моему пониманию бхастрики... Я конечно не Айенгар... Но дыхание с акцентом только на выдохе, можно делать дольше, с большем количеством повторений, крышу не сносит, активизирует низ и немного голову.
Мое понимание капалабхати, связано с очень легким быстрым поверхностным дыханием, акцент на выдохе, но максимально легко.
Дает совершенно другой эффект. Действительно наполняет голову легкостью, сахасрара как-будто в потоке праны... Такой вариант, конечно придумал не я, но он мне нравиться.

Вариант брюшного дыхания с акцентом на вдохе, дает Мантек Чиа, так техника и называется "дыхание кузнечных мехов". У авторов и практиков йоги не встречал. По своему прикольная техника.

Добавлено: 20 янв 2006, 20:06
Seryoga
Бхастрика по определению должна разогевать, от предлагаемой же гипервентиляции, хоть с активным вдохом, хоть с пассивным только мурашки по коже. Бр-р-р 25 мороза на улице. Вот если б на форуме была бы раскрыта тема разогрева посредством Бхастрики то это было бы то, что нужно для такой погоды.

Добавлено: 23 янв 2006, 12:25
сержант Лебядкин
если б на форуме была бы раскрыта тема разогрева посредством Бхастрики то это было бы то, что нужно для такой погоды.
Я бхастрику не практикую, а вот выполнение капалабхати зачастую приводит к довольно интенсивному разогреву тела, ощущению легкой испарины. Приходилось слышать, что разогрев является даже критерием правильного выполнения.
Нащёт лёгкости и поверхностности выполнения - конечно, на первых этапах освоения только так и нужно подходить, но в конечном варианте капалабхати иногда формулируется как "удар животом" - мощный хлопок мышцами пресса и диафрагмой, с подтягиванием тазового дна.
А бхастрика - да, для шибко продвинутых, и самое главное - нужно знать, зачем ты её делаешь. Если не особо уверен - не стоит браться.

Добавлено: 23 янв 2006, 23:39
sai-hamara
Бхастрика - глубокий полный вдох, руки в верх. Сильный выдох, руки почти раслабнутые локтями не сильно ударяется об торс. Когда руки вверху пальцы разогнуты, внизу - кулаки. Сесть в позу вирасана. Частота - цикл за 1-2 сек, не очень быстро. Разогрев моментальный.

Капалабхати - только животом, резкий быстрый выдох, ещё и ещё. А вдох? Между выдохами живот расслаблен, вот и вдох. Частота с начала помедленней цикл 1 секунда. Потом по быстрей.
Внутрибрюшная перемена давления как то сказывается на перемену давления между черепом и корой гол. мозга.

Добавлено: 26 янв 2006, 13:57
Maxxon
Вот интересная ссылка на объяснение механизма и смысла бхастрики:
http://santosha.ru/translate/physiology.html

Добавлено: 21 фев 2006, 14:24
Федор
сержант Лебядкин писал(а):а вот выполнение капалабхати зачастую приводит к довольно интенсивному разогреву тела, ощущению легкой испарины. Приходилось слышать, что разогрев является даже критерием правильного выполнения.
Насчет критерия-это писал Б.Л.Смирнов(вероятно,почерпнув это у Ш.Кувалаянанды).
А после какого по счету цикла(сколько повторов в цикле делаете?) появляется испарина?
И еще,всем,повторю вопрос,заданный Ринаду-по С.Шивананде после капалябхати идет нади-шодхана(я делаю вариант-вдох правой ноздрей,выдох левой,вдох левой,выдох правой,вдох правой и т.д.).После чего-сурья-намаскар(по ССС).Таки интересно-в чем физиологический смысл выполнения нади-шодхана после капалябхати?Насколько физиологически обоснованна приведенная "связка"?
Спасибо.

Добавлено: 21 фев 2006, 16:49
Сергей Агапкин
Я бы сформулировал вопрос по другому - в чём смысл выполнения капалабхати перед нади-шодханой. А смысл в том, что при капалабхати, а точнее некоторые её разновидности, вызывает лёгкую гипервентиляцию, вымывание СО2 из крови, что в свою очередь приводит к рефлекторнному замедлению дыхания и создает щелочной резерв. Последующая практика нади-шодханы, дыхания неторопливого и с уменьшенным в 2 раза сечением воздуховодов :lol: не вызовет раздражающего воздействия на дыхательный центр, пока щелочной резерв созданный гипервентиляцие не будет исчерпан.
Связка разумная, как и бхастрика с кумбхакой.

Добавлено: 21 фев 2006, 18:30
Федор
Сергей,спасибо.
"..пока щелочной резерв созданный гипервентиляцие не будет исчерпан." А каково,на твой взгляд,физиологически оптимальное соотношение кол-ва дыханий капалабхати и последующих циклов нади-шодхана?
"..что при капалабхати, а точнее некоторые её разновидности.."-Сергей,а можно подробнее о разновидностях капалабхати?И какая из разновидностей "вызывает лёгкую гипервентиляцию, вымывание СО2 из крови, что в свою очередь приводит к рефлекторнному замедлению дыхания и создает щелочной резерв."?
Сори за несколько вопросов. До сего дня считал,что капалабхати-суть,одно.
Спасибо.

Добавлено: 21 фев 2006, 19:52
sai-hamara
Федор писал(а):И еще...

...Спасибо.
Нигде у Шивананды после пранаямы нету асан. С начала асаны потом пранаяма. И у него учеников тоже.
Это теперь в Шиванандских ашрамах идёт такое извращение. Превращение в секту.
А в книгах с начала асаны потом пранаяма.

Если капалабхати не быстрый по темпу испарины не будет. От бхастрики будет.

Добавлено: 22 фев 2006, 13:50
Федор
Сергею.Уточнение.
"Последующая практика нади-шодханы, дыхания неторопливого и с уменьшенным в 2 раза сечением воздуховодов.."-я подразумевал вариант,при к-ром ноздря,через к-рую производится выдох,открыта полностью,пропорция вдох/выдох-1:1,задержки между вдохом-выдохом нет(киевский инструктор Шивананда-йоги называла указанный вариант,как с задержкой между вдохом/выдохом,так и без оной-анулома-вилома а в книге А.Ван Лисбета "Пранаяма.."-таки нади-шодхана).

Добавлено: 23 фев 2006, 11:37
Сергей Агапкин
Площадь водухоносных путей при затыкании одной ноздри уменьшается вдвое. Несмотря на соотношение и отсутствие задержек, речь идёт о спокойном дыхании, т.е. с урежением, хотя и естественным.
Капалабхати в одном варианте выполняется с очень короткими и малыми по объёму выдохами, в другом - с бОльшими по объёму. Во втором варианте за счёт высокой скорости достигается гипервентиляция, хотя и очень мягкая, без явлений головокружения и спазмов мышц. :lol:
Соотношение по времени в данном случае будет зависеть от объёма выдоха, скорости дыхания, активности метаболизма и буферных свойств крови. В целом, мне кажется разумным делать соотношение не на основе времени, а на основе количества дыхательных циклов.

Добавлено: 23 фев 2006, 14:32
sai-hamara
Сергей Агапкин писал(а):Капалабхати в одном варианте выполняется с очень короткими и малыми по объёму выдохами, в другом - с бОльшими по объёму.
Если обьем большой, значит вдох активный. Следовательно это уже не капалабхати а бхастрика.