[Осознанность в быту. Медитативные практики в религиях]'
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Если мы посмотрим книгу "Буддизм в переводах", выпуск 1 (СПб, 1992, Андреев и сыновья, 268 с. 5000 экз.), то на стр. 226 (в главе "Сутра полного осознавания дыхания", с комментариями Тхить Нят Ханя) находим: "Вторая практика полного осознавания: Осознание тела (метод 3). "В течение практики медитации тело и ум становятся едиными: сидя, лежа или во время ходьбы вы можете практиковать осознание тела, начиная с последовательного сосредоточения на отдельных участках тела и переходя позднее к охвату своим вниманием организма, как целого. Можно начать с волос и постепенно опуститься к кончикам пальцев ног "
Что до времени происхождения этих практик, то они, как говорит традиция, проповедовались импнно Буддой. Данная работа - калька перевода Танг Хоя (III век) с китайского на вьетнамский.
Так что истоки безусловно древние, а вот как потом это трансформировалось в ту же випассану на движении, которую практиковал Ауробиндо - вопрос...
Ну и теперешние ребята все это сильно модифицировали.
Что до времени происхождения этих практик, то они, как говорит традиция, проповедовались импнно Буддой. Данная работа - калька перевода Танг Хоя (III век) с китайского на вьетнамский.
Так что истоки безусловно древние, а вот как потом это трансформировалось в ту же випассану на движении, которую практиковал Ауробиндо - вопрос...
Ну и теперешние ребята все это сильно модифицировали.
Друзья! У Свами Сатьянанды медитативная практика в жизни описана в книге"Тантрическая медитация" ,вот цитата:
. Этот метод называется вайрагьей, т.е. отстранённостью от всего. Отсюда не следует, что вам необходимо разорвать все ваши связи с людьми, жить растительной жизнью и отойти от социальной жизни, - вовсе нет. Это означает, что все ваши реакции не должны проникать глубоко в вашу душу. Иными словами, в общечеловеческом смысле вы продолжаете испытывать различные чувства и эмоции, но они уже не способны выводить вас из равновесия. Но почему? Потому что изменилась направленность вашего самоотождествления: если для вас совокупность тела, чувств и ума исчерпывает представление о вашей подлинной сущности, тогда любое посягательство на них вы будете переживать болезненно; но если вы себя отождествляете с той сущностью, которой невозможно нанести вред, тогда вы сможете, по крайней мере, гораздо легче перенести психофизические испытания. Этот эффект можно сравнить с рябью на воде: благодаря ветру или падающим в воду предметам на поверхности пруда образуется рябь, которая не может проникнуть в глубину пруда; точно так же ветер желаний скользит по поверхности ума и не может проникнуть в его обузданные глубины. Поскольку подлинной сущностью человека является духовная сущность, материальная природа физических и ментальных вибраций не должна проникать в глубины духовной природы, которая не имеет ничего общего с природой материальной. Конечно, это легче сказать, чем сделать, но сознательная и регулярная практика самоосознания неизбежно принесет свои плоды и человек действительно сможет оставаться спокойным и уравновешенным среди шумной суеты внешнего мира. Удачи.
. Этот метод называется вайрагьей, т.е. отстранённостью от всего. Отсюда не следует, что вам необходимо разорвать все ваши связи с людьми, жить растительной жизнью и отойти от социальной жизни, - вовсе нет. Это означает, что все ваши реакции не должны проникать глубоко в вашу душу. Иными словами, в общечеловеческом смысле вы продолжаете испытывать различные чувства и эмоции, но они уже не способны выводить вас из равновесия. Но почему? Потому что изменилась направленность вашего самоотождествления: если для вас совокупность тела, чувств и ума исчерпывает представление о вашей подлинной сущности, тогда любое посягательство на них вы будете переживать болезненно; но если вы себя отождествляете с той сущностью, которой невозможно нанести вред, тогда вы сможете, по крайней мере, гораздо легче перенести психофизические испытания. Этот эффект можно сравнить с рябью на воде: благодаря ветру или падающим в воду предметам на поверхности пруда образуется рябь, которая не может проникнуть в глубину пруда; точно так же ветер желаний скользит по поверхности ума и не может проникнуть в его обузданные глубины. Поскольку подлинной сущностью человека является духовная сущность, материальная природа физических и ментальных вибраций не должна проникать в глубины духовной природы, которая не имеет ничего общего с природой материальной. Конечно, это легче сказать, чем сделать, но сознательная и регулярная практика самоосознания неизбежно принесет свои плоды и человек действительно сможет оставаться спокойным и уравновешенным среди шумной суеты внешнего мира. Удачи.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Черт, и сказано ведь как бы по делу, и в то же время - мутно.
Факт, что когда человек проработан йогой его уже не способно вывести из себя подавляющее большинство событий, которые делали это раньше. Это - аксиома. Эмпирика, факт - сильно повышается стрессоустойчивость. Можешь что-то сделать - делаешь, нет - не переживаешь попусту, но мыслишь без трясучки о том, как себя вести дальше. Ничего нельзя сделать - принимаешь, как данность либо спокойно ждешь, пока сработает время. Все это ясно тому, кто изменил себя йогой. Но вот когда начинаются объяснения почему все произошло так, а не наче - все только запутывается. Рябь... Вибрации...
Прав был Ницше в своем знаменитом парадоксе: "Истина есть заблуждение". События уже все произошли и человек имеет на сегодня определенный результат своей жизни, это - истина. Но когда он начинает объяснять (даже себе самому) ПОЧЕМУ все сложилось так, а не иначе - он неизменно впадает в заблуждение.
Не люблю я чрезмерное количество метафизических метафор и терминов. Можешь сказать четко - скажи, нет - молчи, не напускай тумана.
Факт, что когда человек проработан йогой его уже не способно вывести из себя подавляющее большинство событий, которые делали это раньше. Это - аксиома. Эмпирика, факт - сильно повышается стрессоустойчивость. Можешь что-то сделать - делаешь, нет - не переживаешь попусту, но мыслишь без трясучки о том, как себя вести дальше. Ничего нельзя сделать - принимаешь, как данность либо спокойно ждешь, пока сработает время. Все это ясно тому, кто изменил себя йогой. Но вот когда начинаются объяснения почему все произошло так, а не наче - все только запутывается. Рябь... Вибрации...
Прав был Ницше в своем знаменитом парадоксе: "Истина есть заблуждение". События уже все произошли и человек имеет на сегодня определенный результат своей жизни, это - истина. Но когда он начинает объяснять (даже себе самому) ПОЧЕМУ все сложилось так, а не иначе - он неизменно впадает в заблуждение.
Не люблю я чрезмерное количество метафизических метафор и терминов. Можешь сказать четко - скажи, нет - молчи, не напускай тумана.
мастер, по-моему это следствия регулярной качественной практики описаны, а не какая-то непонятная практика вайрагьи в повседневной жизни.
Другими словами, состояние вайрагьи в повседневности иногда возникает как спонтанное следствие регулярной качественной практики, и только. А иногда и не возникает, но все равно быстро успокаиваешься как ванька-встанька.
Другими словами, состояние вайрагьи в повседневности иногда возникает как спонтанное следствие регулярной качественной практики, и только. А иногда и не возникает, но все равно быстро успокаиваешься как ванька-встанька.
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Всё именно так и происходит--с обычной ежедневной практикой хатха-йоги (без всяких дополнительных заморочек) приходит эмоциональное равновесие, из которого тебя всё трудней чем-либо вывести. Можно считать это той же практикой в описании ССС, которая возникает спонтанно, можно ничего не считать... Но сдаётся мне, что сознательное культивирование в себе отстранённости (вайрагьи) --занятие практически бесполезное. Она просто возникает, когда мы создаём для этого благоприятные условия. Но если нервная и гормональная регуляция эмоциональных состояний всё ещё не в порядке, то тут никакие сознательные усилия не помогут--хочешь одного состояния, а организм тебе даёт другое, автоматом отвечая на внешние раздражители так, как всегда до этого делал.А.Смит писал(а):мастер, по-моему это...
...как ванька-встанька.
Если можешь не писать - не пиши
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
Так и есть. Не понятно читать, слушать других, пока нет опыта. Много непонятных слов. О непонятном.Виктор писал(а):Но вот когда начинаются объяснения почему все произошло так, а не наче - все только запутывается. Рябь... Вибрации...
Но когда что-то случается непонятное, ранее не переживаемое, то тоже возникает ступор. Типа-"А что это было?"
Вот тогда важно услышать от другого, того, кто испытывал подобное, какое-то объяснение, да хотя бы просто, для поддержки. Тогда и книга помогает и человек....
Если это всё вовремя.....
Не знаю... Нужно это или нет. Поможет или навредит...Соколов Антон писал(а): 0. Кто-нибудь занимался подобной практикой?
1. Проще говоря стараюсь не отвлекатся на воспоминания прошлого опыта, и на фантазии о будущем.
2.Часто срываюсь, но заметив это возвращаю внимание обратно.
3. И так на протяжении всего дня.
0. До знакомства с этим сайтом и ВСБ я пробовал подобное.
1. Вот именно - стараемся. Т.Е. этого нет на самом деле.
2. Важно, что замечаете. Но сложность в том, что идут два процесса - жизнь и отслеживание происходящего.
3. Это изматывает. И жизни нет. И самоосознания нормального.
Каков будет эффект, если концентрироватся на событиях происходящих именно в данный момент времени?
Эффект уже ЕСТЬ. Вы попробовали. Знаете, что такое возможно. Знаете, что раньше такого с Вами не было. Знаете наши ответы.
Сначала нужно разобраться с тем, что происходит с вами в ПРАКТИКЕ, во время самостоятельных занятий. В тишине и одиночестве. Когда нет раздвоения. ВОПРОСЫ отпадут сами собой и Вы станете способным самостоятельно всё расставить на свои места.
Есть другой вариант.NUB писал(а):Эффект будет тот который вы вынесли в заголок - повысится осознанность ваших действий. :lol:
Избавляет от автоматизма.
Прежде чем чистить зубы.....
Сменить щетку. Сменить пасту. Сознательно, преднамеренно изменить условия. Сделать воду другой температуры.
И почистить зубы.
То же самое и с едой... :D
Много полезного есть в архивах.
Друзья! Совершенно согласен с вами ,что практика вайрагьи получится если состояние нервной системы достигло определённого спокойствия. Конечно это можно достичь с помощью практики йоги. Но йога это не только практика асан,это образ жизни. И состояние отрешенного наблюдателя за действительностью надо практиковать не только в асанах,нидре(помните у Виктора?-отпустить мозги ипросто наблюдать,какие-бы плохие "картинки"не возникали) , но и вразных жизненных делах. Вот это истинная йога и медитация. Удачи.
Я некоторое время этим занимался, и хочу сказать вот что:
1) первый этап, все нравится, все получается.
2) второй этап, эмоций становится меньше, становишся очень хладнокровным и ничего не может тебя поколебать, получается осознавать очень хорошо.
3) третий этап, становится скучно, хочется эмоций... и вот если продолжить осознавать и не послушать свой организм, который просит расслабится, то появляется нервозность. и повышается раздражительность. Но тут есть и положительный момент: видишь зыбкость всех умозаключений и всех своих убеждений.... Рушатся все карты мира отстроеные за жизнь. Когда это случилось я бросил осознавать, потому что мне стало очень "хреново"
Виктор Сергеевич вчера написал что осознанавание в повседневности может быть вредным. Скажите пожалуйста что конкртно вы имели ввиду Виктор? Какие именно эффекты?
У меня сегодня промелькнула такая мысль, что возможно если не сдатся перед нервозностью и раздражительностью, и тем что все убеждения превращаются в воду... с тем что становится очень плохо.. И продолжить осознавать, то может если я не сойду с ума то получу какой нибудь положительный эффект? Я думаю что все таки попробую как нибудь, и посмотрю что получится. Несмотря на возможность попасть в больницу для умалишеных.
1) первый этап, все нравится, все получается.
2) второй этап, эмоций становится меньше, становишся очень хладнокровным и ничего не может тебя поколебать, получается осознавать очень хорошо.
3) третий этап, становится скучно, хочется эмоций... и вот если продолжить осознавать и не послушать свой организм, который просит расслабится, то появляется нервозность. и повышается раздражительность. Но тут есть и положительный момент: видишь зыбкость всех умозаключений и всех своих убеждений.... Рушатся все карты мира отстроеные за жизнь. Когда это случилось я бросил осознавать, потому что мне стало очень "хреново"
Виктор Сергеевич вчера написал что осознанавание в повседневности может быть вредным. Скажите пожалуйста что конкртно вы имели ввиду Виктор? Какие именно эффекты?
У меня сегодня промелькнула такая мысль, что возможно если не сдатся перед нервозностью и раздражительностью, и тем что все убеждения превращаются в воду... с тем что становится очень плохо.. И продолжить осознавать, то может если я не сойду с ума то получу какой нибудь положительный эффект? Я думаю что все таки попробую как нибудь, и посмотрю что получится. Несмотря на возможность попасть в больницу для умалишеных.
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.
И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.
(А.С.Пушкин)
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.
И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.
(А.С.Пушкин)
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
Это факт. Но факт и то, что таким способом прорабатываются толькоВиктор писал(а): Факт, что когда человек проработан йогой его уже не способно вывести из себя подавляющее большинство событий, которые делали это раньше.
одни аспекты бытия. В данном случае те которые Вы описали.
Практики осознанности типа самонаблюдения прорабатывают другие аспекты, которые не прорабатывает в частности Ваша практика. Данные практики нельзя противопоставлять, а полезно делать и те и другие.
Такие практики осознанности прорабатывают фантазии и воображение, что не прорабатывается ни какими телесными практиками. Здесь на форуме это наблюдается регулярно, в том числе и у Вас Виктор, "я это не практиковал, но это ...."
По поводу этих практик, Вы думаете, что Вам есть что сказать. А на самом деле Вы заблуждаетесь. И заблуждаетесь именно потому, что эти аспекты у Вас не проработаны подобными практиками.Виктор писал(а): Можешь сказать четко - скажи, нет - молчи, не напускай тумана.
Самоанатомия. устранение множественных "я". Личность уменьшается в размерах, пропадает тот я, которого что то беспокоит, который может обидеться, для которого что то важно и т.п. Жизнь сводиться к исполнению своей дхармы. Польза с точки зрения самопознания и познания человеческого устройства. Уменьшает раджас. Если у человека нет толкового дела или профессии, можно просто пропасть.Соколов Антон писал(а):Да Леня.. Расскажите пожалуйста если практиковали или хорошо знаете тех кто практиковал. Очень интересно послушать!
Если есть в совершенстве можно исполнять свое дело - в состаянии варьягьи. Нет желаний, нет суждений. Если переборщить можно запросто заработать депрессию, которая не лечиться. Обычно это бывает если тело не здорово и не готово к таким вещам. Практики рекомендованы для людей с гипертрофированной личностью, для уменьшения ее в размерах и постепенному приведения к более комфортному состоянию в повседневной жизни. В разумных пределах полезно каждому, особенно желающим спасать мир от псевдоучетелей йоги и т.п. Более подробно рассказывать бессмысленно, нельзя понять не имея соответствующего личного опыта. С другой стороны каждый "спаситель" в психбольнице искренне уверен в своем здравомыслии. Еще раз подчеркну, что я ни кого ни куда не зову и не призываю к этим практикам. Эти практики именно то что называется пройти по лезвию бритвы.
ВИКТОР "Я повторял много раз и буду повторять сколько понадобится, что ПРЯМОЕ управление так называемым «процессом самосовершенствования» в йоге есть не просто иллюзия, но иллюзия вредная и опасная, как и вся Тантра в целом. Это примерно то же самое, что достижение просветления посредством наркоты. Да, достигают, и видят, и переживают, и сливаются и светлеют насквозь, до кристаллического состояния, только что из этого? Сколько это стоит? Что потом делает с человеком, его физическим и психическим здоровьем сам этот ударный метод? Во что человека превращает?
Да, о пране говорят и Упанишады, и Патанджали, только там нет ни слова о сознательном управлении всем этим. А основой Тантры можно объявить все что угодно.
Так вот: к сиддхам и расширению возможностей восприятия можно прийти путем перенапряжения, создания условий саморазрушения структуры и ее равновесия, и ударные быстродействующие способы в том и состоят, чтобы довести материю субъекта до грани гибели и потом на этой грани умело балансировать, при этом как раз включается весь этот заманчивый фейерверк необычайного. Правда, потом обнаруживается, как правило, что от того, кто мечтал всем этим пользоваться мало что осталось. И жить в социуме эти уникумы не могут, их должен все время кто-то обеспечивать и опекать, создавая спецусловия. А у нас, в России, я за 30 лет не встретил ни одного такого тантрика, который в результате своих достижений стал хотя бы просто более счастливым, нежели был до своего погружения в этот бредовый мир. Так что цена пути слишком высока – на него меняется вся обычная человеческая жизнь, которая слишком дорого стоит на мой взгляд, чтоб ее на ЭТО менять.
Приходят в йогу на сто процетов нездоровые и несбалансированные люди, а их вместо того чтобы для начала оздоровить начинают учить «чувствовать», «видеть», ощущать «энергию», ее циркуляцию, чакры и т.д. Так вот обучение всему этому никак НЕ решает наличные проблемы тела и психики, но всегда их только усугубляет. И чем сильнее разбалансировка (а соответственно и хуже самочувствие, и способность к коммуникации с окружающим миром), тем ярче эти «достижения», которые по большому счету не нужны человеку, поскольку окончательно подрывают и без того ущербные приспособительные возможности. И когда эта разбалансировка фиксируется и патология становится нормой, то часто нет обратного хода и человек всю оставшуюся жизнь страдает оттого, что «видит», «слышит» и чувствует то, что для жизни и на фиг не надо, но только мешает.
А есть и другой путь – практика менее опасной и более естественной йоги, которая вполне сочетается с полной вовлеченностью в повседневность, более того, делает такую вовлеченность неощутимой! "
Нашел это на сайте реалйога. Тут про тантру, но также хорошо иллюстрирует подход к другим техникам. Правильно Виктор говорит, не стоит тратить жизнь на освоение всяких ненужных техник. От них конечно что то изменится, и можно даже начать "ВИДЕТЬ" "слышать" и "ощущать потоки энергий", но от этого на вряд ли станет счастливее жится. Спасибо всем за комментарии!
Да, о пране говорят и Упанишады, и Патанджали, только там нет ни слова о сознательном управлении всем этим. А основой Тантры можно объявить все что угодно.
Так вот: к сиддхам и расширению возможностей восприятия можно прийти путем перенапряжения, создания условий саморазрушения структуры и ее равновесия, и ударные быстродействующие способы в том и состоят, чтобы довести материю субъекта до грани гибели и потом на этой грани умело балансировать, при этом как раз включается весь этот заманчивый фейерверк необычайного. Правда, потом обнаруживается, как правило, что от того, кто мечтал всем этим пользоваться мало что осталось. И жить в социуме эти уникумы не могут, их должен все время кто-то обеспечивать и опекать, создавая спецусловия. А у нас, в России, я за 30 лет не встретил ни одного такого тантрика, который в результате своих достижений стал хотя бы просто более счастливым, нежели был до своего погружения в этот бредовый мир. Так что цена пути слишком высока – на него меняется вся обычная человеческая жизнь, которая слишком дорого стоит на мой взгляд, чтоб ее на ЭТО менять.
Приходят в йогу на сто процетов нездоровые и несбалансированные люди, а их вместо того чтобы для начала оздоровить начинают учить «чувствовать», «видеть», ощущать «энергию», ее циркуляцию, чакры и т.д. Так вот обучение всему этому никак НЕ решает наличные проблемы тела и психики, но всегда их только усугубляет. И чем сильнее разбалансировка (а соответственно и хуже самочувствие, и способность к коммуникации с окружающим миром), тем ярче эти «достижения», которые по большому счету не нужны человеку, поскольку окончательно подрывают и без того ущербные приспособительные возможности. И когда эта разбалансировка фиксируется и патология становится нормой, то часто нет обратного хода и человек всю оставшуюся жизнь страдает оттого, что «видит», «слышит» и чувствует то, что для жизни и на фиг не надо, но только мешает.
А есть и другой путь – практика менее опасной и более естественной йоги, которая вполне сочетается с полной вовлеченностью в повседневность, более того, делает такую вовлеченность неощутимой! "
Нашел это на сайте реалйога. Тут про тантру, но также хорошо иллюстрирует подход к другим техникам. Правильно Виктор говорит, не стоит тратить жизнь на освоение всяких ненужных техник. От них конечно что то изменится, и можно даже начать "ВИДЕТЬ" "слышать" и "ощущать потоки энергий", но от этого на вряд ли станет счастливее жится. Спасибо всем за комментарии!