Вайрагья / Тема об эмоциях '''

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Nik-On/Off писал(а):
А.Смит писал(а): дружелюбие сострадание радостность безразлично к счастью-несчастью добродетели-пороку по отношению
культивирование этого [дает] сознания успокоение
Вернулся ещё раз эту тему почитать и вопрос сразу возник. Смущает меня в вышеприведенной цитате слово "культивировать". Означает ли оно, что мне надо заставлять себя/делать усилие надо собой/вырабатывать в себе привычку быть дружелюбным, сострадательным и т.п.?
Патанджали выступает и как моралист, конечно. Но его мораль абсолютно прагматична: добрые дела, совершенные без привязанности, хорошее настроение как "автоматическая" привычка - не имеют отдачи (или кармы - то есть йогин не создает кармы, см.4-7, кажется). Что служит конечной цели освобождения от дел этого мира.

Культивирование привычки быть добрым и хорошим - это возможность, возникающая в результате практики йоги свободы выбора - надувать губы по любому поводу или по-доброму посмеиваться...

Выработка новой привычки требует усилия не выбирать старую автоматическую реакцию реагирования на то или иное событие. Фальшь? хм... ну ясно, что вначале это может выглядеть неуклюже. Но в области людской коммуникации дружелюбие может и не придти автоматически лишь по причине регулярных простираний на коврике. Особенно при вросших и унаследованных злых корней в психике.

Йогин - он как солнце, светящее на объект независимо от его качеств... Можно использовать этот образ в качестве примерочного: типа кто я сейчас?... солнце или комета с ледяным хвостом?

Владимир Богданюк прав: это выгодно, поскольку служит делу выскальзывания из вечно бойцовских объятий мира людей.
Последний раз редактировалось А.Смит 21 июн 2011, 12:38, всего редактировалось 1 раз.
Rearranger
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
Откуда: Москва
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Rearranger »

Ну тут все же есть и прагматизм - плохие поступки гораздо сильнее гнобят их исполнителя, а вот хорошие - уже нет, и отказаться от плодов хороших - проще, они хвостов меньше оставляют. Ничто не тяготит потом. Сравните - перевел бабку через улицу и пошел дальше, и сорри - наорал типа "чего карга, перейти не можешь!?!?!" и пошел дальше - второе - оставит отпечаток намного сильнее...
Алекс_
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 8 окт 2009, 16:37
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алекс_ »

[/quote] Вернулся ещё раз эту тему почитать и вопрос сразу возник. Смущает меня в вышеприведенной цитате слово "культивировать". Означает ли оно, что мне надо заставлять себя/делать усилие надо собой/вырабатывать в себе привычку быть дружелюбным, сострадательным и т.п.?[/quote]

Как раз ломать себя не надо. На этом Свами Сатьянанда Сарасвати внимание как-то акцентировал. Т.е. смысл не в том, чтобы начать с ямы-ниямы - тогда неподготовленная, не закаленная "в огне йоги" личность может и невроз заработать. Просто в процессе совершенствования тела и достижения состояния ЧВН личность меняется изнутри. Тогда соблюдения ямы-ниямы становится внутренней потребностью. А если я внутренне мечтаю о славе и богатстве, например, но заставляю себя отказываться от этого за счет навязанного извне "культивирования", тогда у меня просто расщепление психики произойдет.
Кстати, слово "бхаванатах" я бы лучше перевел не как "культивирование", а, например, "естественное состояние", "жизненная позиция", т.е. "читта-прасадана" (чистое состояние сознания) будет достигнуто, когда одинаково дружелюбное сострадательное отношение станет естественным в отношении счастья и горя, добра и порока.
Аватара пользователя
Nik-On/Off
Сообщения: 1214
Зарегистрирован: 16 июн 2009, 20:40
Благодарил (а): 508 раз
Поблагодарили: 379 раз

Сообщение Nik-On/Off »

А.Смит писал(а):Выработка новой привычки требует усилия не выбирать старую автоматическую реакцию реагирования на то или иное событие.
Когда речь идёт об усилии, направленном на измения чего-то во мне, я сразу вспоминаю слова из ЙИК:
Желая самосовершенствоваться, мы сразу утыкаемся в противоречие: если даже ясно, что и в какую сторону надо изменить, непонятно, кто и как будет делать это. Каким образом я могу улучшить себя? Как психосоматика, частью которой является моя давно сложившаяся личность, может стать иной? Кто ее изменит? Кто знает, что и как следует менять, может быть, Я? Но ведь именно из-за ошибочных представлений Я и его ущербного поведения, на этих представлениях основанных, и возникает то плачевное состояние, с которым приходится разбираться.
Получается, что и в данном случае Я/эго делает усилие, чтобы поменять себя же -- сделать себя добрым/хорошим, потому что так сказал Патанджали. Чего-то я тут недопонимаю, друзья.
Последний раз редактировалось Nik-On/Off 21 июн 2011, 13:50, всего редактировалось 1 раз.
कोऽहम्?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

конечно, стать ямо-ниямным дело непростое, особенно "глобально и вообще", но на практике, когда встаешь перед конкретным выбором, все проще

при отсутствии практики ЧВН имеет место полнейший релятивизм - одна программа ломает друг другую во имя идеи

но при наличии практики появляется точка опоры "с той стороны", для этого и нужен коврик, появляется намек на "раджу", на царя в голове

Патанджали это описывает как временную самскару, связывающую все остальные самскары (1-50, кажется)

Дима, усилия в жизни все равно имеют место, другое дело, что практика без усилий позволяет тебе постепенно свести эти жизненные усилия к оптимуму
Последний раз редактировалось А.Смит 21 июн 2011, 13:17, всего редактировалось 1 раз.
Алекс_
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 8 окт 2009, 16:37
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алекс_ »

Не нужны никакие усилия ни в асанах, ни в ямах. Вот конкретный пример. мне присылают сообщение по аське, реакцией на которое становится гнев. Никаким сознательным усилием я не изменю свою отношение к явлению в данную минуту. Тогда я решаю просто отойти и зависнуть в асане на 3 минуты, потом возвращаюсь к тому же письму и оно мне уже не кажется таким вызывающим, я начинаю искать более конструктивный ответ без эмоций. А при постоянной и продолжительной практике такое "равное" отношение становится постоянным
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

ну хорошо, Алексей, пусть не усилия, пусть "намерение"

так или иначе Патанджали формулирует это намерение "будь хорошим"

а как иначе задать ориентиры?

кстати, а откуда берется гнев? привычка ведь, не так ли? натренированная заскорузлая привычка
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

А.Смит писал(а): кстати, а откуда берется гнев? привычка ведь, не так ли? натренированная заскорузлая привычка
Стереотип.
Патанджали предлагает уходить от злобных стереотипов ввиду их энергоемкости да и пустой направленности... ресурс сжигается вхолостую.
via negativa
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

А.Смит писал(а):...кстати, а откуда берется гнев? привычка ведь, не так ли? натренированная заскорузлая привычка
Мне кажется гнев-это неумение управлять своими эмоциями. Правильно их распределять. Но управление, на мой взгляд, должно быть естественным, ни в коем случае не насильственным. Иначе, действительно, и до психоза недалеко. В случае, если гнев возник, его лучше выпустить(пар, как говорят 8) )
Практика йоги помогает как раз мягко, без насилия, научиться управлять своими эмоциями.
А.В.
Алекс_
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 8 окт 2009, 16:37
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алекс_ »

А.Смит писал(а):кстати, а откуда берется гнев? привычка ведь, не так ли? натренированная заскорузлая привычка
Да, привычка, обусловленная ЭГО. Ни одно существо на земле, кроме человека, гнева не испытывает. Лев поедает антилопу просто потому что хочет есть, да и антилопа не особо на него гневается. Ну догнал, что же делать, сушите весла...
Когда действия совершаются без ЭГО, нет гнева и другого негатива, это, кстати, уже идеал Бхагават Гиты
Аватара пользователя
Nik-On/Off
Сообщения: 1214
Зарегистрирован: 16 июн 2009, 20:40
Благодарил (а): 508 раз
Поблагодарили: 379 раз

Сообщение Nik-On/Off »

Можно ли всё сказанное резюмировать так?
Усилия (намерение) стать "добрым и хорошим" оправданы (имеют смысл) только в сочетании с регулярной правильной практикой на коврике.
कोऽहम्?
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

Не столько работа с внутренними ощущениями. Больше соответствует экспансии извне. Взаимодействие с окружением, плодом которого будет перечисленное в сутре. Без морализаторства.
Дружелюбие, становиься формой экспансии. Об этом в следующей сутре...
Последний раз редактировалось Volod_ya 21 июн 2011, 14:17, всего редактировалось 3 раза.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

Попытки заставить себя быть добрым во время появления эмоции злости это подавление злости в подсознание. Это вряд ли может привести к дружелюбию.
А вот безоценочное, изначально позитивное отношение это можно назвать дружелюбием.
Мне кажется гнев-это неумение управлять своими эмоциями.
Алла, гнев это абсолютно нормальная эмоция. До какой степени можно эмоциями управлять? Захотеть и полюбить кого-то?
Но управление, на мой взгляд, должно быть естественным, ни в коем случае не насильственным. Иначе, действительно, и до психоза недалеко. В случае, если гнев возник, его лучше выпустить(пар, как говорят )
А вот это точно :)
Алекс_
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 8 окт 2009, 16:37
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алекс_ »

Усилия (намерение) стать "добрым и хорошим" оправданы (имеют смысл) только в сочетании с регулярной правильной практикой на коврике, ПЛАВНО ПЕРЕТЕКАЮЩЕЙ В "ПРАКТИКУ" В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

А вот ведь что подумалось. А что такое "добрый и хороший"? "Добрый и хороший для кого, с чьей точки зрения? Это ж все субъективно до сумасшествия. Мне нравится кастанедовское слово "Безупречность". Не добрый там или плохой или еще какой-нибудь, а безупречный в данной конкретной ситуации. То есть выполняющий данное действие не так, как принято, а в соответствии с внутренним голосом, внутренней потребностью, с тем, что сердце говорит. Иногда безупречность это как раз гнев (праведный). Но это мы уже, конечно, от Патанджали удаляемся...
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

Nik-On/Off писал(а):Можно ли всё сказанное резюмировать так?
Усилия (намерение) стать "добрым и хорошим" оправданы (имеют смысл) только в сочетании с регулярной правильной практикой на коврике.
Дима, извини за подробности 8) Вспомнила твой рассказ о ситуации в универсаме с женой. Как ты, вначале реагировал на ее долгое отсутствие, и как потом ситуация разрешилась естественным образом, ты просто перестал нервничать по этому поводу 8) Это, на мой взгляд,и есть избавление от ненужных отрицательных эмоций и произошло это в следствии регулярной практики.
А.В.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Алекс_ писал(а):А вот ведь что подумалось. А что такое "добрый и хороший"? "Добрый и хороший для кого, с чьей точки зрения? Это ж все субъективно до сумасшествия. ...
узнаю брата лингвиста... ))) согласен, Алексей, субъективное - ведь кто же кроме меня решит, что хорошо и на благо, а что нет? а уж с "царем" (раджой) ты в голове или нет - это дело практики
да, Дима, полагаю твое резюме оптимальное
Последний раз редактировалось А.Смит 21 июн 2011, 14:18, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

Ingvar писал(а): Алла, гнев это абсолютно нормальная эмоция. До какой степени можно эмоциями управлять? Захотеть и полюбить кого-то?
Ага, нормальная. Только энергетически опустошающая. Лучше свои силы(энергию) направить на что-то более полезное. 8)
А.В.
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

Работа с внутренними ощущениями, это уже беспристрасность. Во всех текстах - то к чему следует стремиться.
Дружелюбие же способ существования. Создаешь вокруг себя дружелюбную атмосферу.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

заметьте, мы в сущности раджа-йогу здесь обсуждаем (когда работа с телом перестает вызывать вопросы)

"коврик" выступает лишь как синоним привычного "пустого" состояния сознания

дело в том, что биомеханика асан вещь конечная, а вот соприкосновение с бесконечностью (2-47) и "пустотой ума" - намного более перспективное занятие, стратегическое, ведущее прямо отсюда и неведомо куда...

(а когда биомеханика асан становится бесконечным делом, то такая бесконечность именуется дурной)
watcher
Сообщения: 149
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 15:34
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 13 раз

Сообщение watcher »

Если не доводить до абсурда, вроде того, что надо дружелюбно улыбаться, когда тебя бьют палкой по голове, или что любое усилие - зло (жить вообще без усилий - как это?), то и спорить-то не о чем. Чуточку адекватности и здравого смысла, и многие вопросы отпадают сами собой.
Ответить