Патанджали выступает и как моралист, конечно. Но его мораль абсолютно прагматична: добрые дела, совершенные без привязанности, хорошее настроение как "автоматическая" привычка - не имеют отдачи (или кармы - то есть йогин не создает кармы, см.4-7, кажется). Что служит конечной цели освобождения от дел этого мира.Nik-On/Off писал(а):Вернулся ещё раз эту тему почитать и вопрос сразу возник. Смущает меня в вышеприведенной цитате слово "культивировать". Означает ли оно, что мне надо заставлять себя/делать усилие надо собой/вырабатывать в себе привычку быть дружелюбным, сострадательным и т.п.?А.Смит писал(а): дружелюбие сострадание радостность безразлично к счастью-несчастью добродетели-пороку по отношению
культивирование этого [дает] сознания успокоение
Культивирование привычки быть добрым и хорошим - это возможность, возникающая в результате практики йоги свободы выбора - надувать губы по любому поводу или по-доброму посмеиваться...
Выработка новой привычки требует усилия не выбирать старую автоматическую реакцию реагирования на то или иное событие. Фальшь? хм... ну ясно, что вначале это может выглядеть неуклюже. Но в области людской коммуникации дружелюбие может и не придти автоматически лишь по причине регулярных простираний на коврике. Особенно при вросших и унаследованных злых корней в психике.
Йогин - он как солнце, светящее на объект независимо от его качеств... Можно использовать этот образ в качестве примерочного: типа кто я сейчас?... солнце или комета с ледяным хвостом?
Владимир Богданюк прав: это выгодно, поскольку служит делу выскальзывания из вечно бойцовских объятий мира людей.