О нем в индийской традиции цитата из Е.А.Торчинова "РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО. ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ" СПб.: Центp "Петеpбypгское Востоковедение", 1998
Что тут от разогрева по Минвалееву? Увидевших — просьба сообщить. Ну то есть аналогия с курицей-птицей может быть - тепло ведь вырабатывается в обоих случаях. И может быть птицы, согревая птенцов, тоже трясутся - не в курсе. А психотехники по Ринаду - это шизогенность.обратим внимание на идею тапаса, активно проводящуюся в Ведах (самхитах; см., например, Ригведу X 136). Слово "тапас" означает тепло, но не всякое тепло, а тепло птицы, высиживающей птенцов, и поэтому связанное с затратами энергии. Древние индийцы считали, что птица от высиживания яиц худеет. По аналогии, это слово стало использоваться для обозначения аскезы, подвижничества, однако не утратило и своей энергетической коннотации. Так, в Ведах тапас рассматривается как космологический принцип универсальной энергии, превосходящий по своему значению богов и все миры вселенной.* В ведической концепции тапаса можно видеть косвенное указание на существование уже в ведический период практики аскезы, включавшей в себя и элементы психотехники.
* См.: Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. С. 218.
о буддийской трактовке тапаса и соответствии понятия в тибетском языке я уже писал — по-тибетски это ГОМ (sGom) (тибето-русский словарь Ю.Н. Рериха), в частности входит центральным элементом в известную триаду — ТАВА-ГОМПА-ЧОдПА "воззрения- практика (медитация) — поведение", то есть посредством практики осуществляется перемещение правильных воззрений (они практикуются) в жизнь-бытие (поведение). Отсюда - практика туммо есть практика (гом-па, тапас), как суп есть еда вообще, но еда вообще не означает конкретное блюдо.
Кроме того - под тапасом в буддийской традиции не подразумевается особое рвение, подвижничество, аскеза, как изначально в индуистской, метафорически ассоциируемое с жаром. В истории возникновения учения - Будда Шакьямуни, походив по индийским учителям, уселся с рвением под древом бодхи, и когда за долгое время успехов искомых не последовало, его осенило открыть срединный путь - вместо тапаса (в индуистском смысле слова). [в сущности есть аналогия с объяснением А. Смита тапаса по Патанджали - Будда начал с тапаса, как экстрима, затем нашел свой вариант ЧВН (памятование), без чего тапас не имеет смысла, и тогда получилось]
также отмечу - в санскрите есть множество синонимичных, но никак не тождественных, слов со значениями "жар, огонь, энергия, тепло" - например: агни, оджас, теджас.
таким образом использование здешним тапасистом слова "тапас" для обозначения тибетской йоги туммо — безграмотность, показывающая его уровень "востоковеда". А если так называет свой живототряс, реконструирующий предположительно поведение птицы, — его дело, конечно.