Практика йоги по Патанджали. Помехи. Вспомогательные методы.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Практика йоги по Патанджали. Помехи. Вспомогательные методы.

Сообщение А.Смит »

Йога-сутры... ну, скажем так:
"Йога-сутры, на мой взгляд, не являются описанием последовательных шагов и восхождений. Это гениальная попытка множеством мазков охватить единый (неразделимый) живой процесс практики, который может занять мгновение и все же простирается в вечность." :)

Первую главу Йога-сутр можно примерно разделить на три части:
1) Основы практики
2) Помехи и их преодоление
3) Тонкости практики
Ниже следует текст комментариев по второй части.

Пожалуй, первое с чем сталкивается неофит после начала регулярных занятий - это всевозможные помехи. (Да и опытному практику в гуще мегаполиса эти помехи более чем знакомы.)

И точно так же, первое, что делает Патанджали после описания основных моментов, необходимых для начала практики, это перечисление того, что мешает регулярно заниматься:
Болезнь/инертность/нерешительность/небрежность/праздность/ невоздержанность/предрассудки/недостаточное старание/нестабильность/рассеянное сознание
(шлока 1-30), которые сопровождаются обеспокоенностью / унынием / дрожью в теле / сбитым дыханием / рассеянностью (шлока 1-31).

Пока все понятно. Что же с этим делать-то? Ответ таков:
Их/обуздания/ради / с одной/таттвой/регулярная практика (шлока 1-32). Сразу скажу, что эта "регулярная практика" - вовсе не практика йоги (ЧВН), а лишь некоторые процедуры, помогающие восстановить готовность к ней. Помните? "Мы сыграли с Талем 10 партий - в преферанс, очко и на бильярде, Таль сказал - такой не подведет!" Но это были далеко не шахматы.
Что касается одной таттвы (сущности, таковости)... давайте пока договоримся, что это просто один метод из нижеперечисленных.

Итак, в Сутрах даются следующие вспомогательные (для установления регулярной практики ЧВН) процедуры:
Шлока 1-33:
Культивируй дружелюбие, сострадание, радость, а также безразличие по отношению к удачам, неудачам, справедливости и несправедливости.
Добавлю, что это хорошо идет, когда набрано слишком много негатива, когда вы злы на мир как сто чертей.

А вот когда вы слишком прилипли к мирскому (до слащавости :)), следует обратить внимание на такой совет:
Шлока 1-37:
Культивируй свободу от влечения к объектам.
В общем, когда некий "круг силы" слишком прихватил ваше сознание,
при мыслях беспокоящих противоположные мысли культивируй (шлока 2-33).

Прекрасный метод во все времена, это просто внимательно последить за дыханием (шлока 1-34). К сожалению, противопоказанный тем, кто дыханием начинает невольно управлять. (Хотя с детства всем известен совет: чтобы успокоиться, глубоко дыши и считай про себя - однако это вовсе не йога.) Но есть и другие методы:

Сканируя вниманием тело, можно достигнуть необычно тонких его восприятий, и это успокаивает сознание (шлока 1-35). Шлока, прославленная, кстати, Борисом Сахаровым (Аровым) в книжке "Третий глаз".

Для натур интравертных Патанджали советует внутреннего света лучезарность (шлока 1-36). В общем, некое внутреннее пространство ума, представляемое спокойным и пустым. Совет может быть хорош для визуалов.

Шлока 1-38 рекомендует, на мой взгляд, попросту отоспаться (или в современной торопливой жизни - хотя бы прослушать йога-нидру):
Для преодоления некоторых помех возможна опора на сон.

Наконец, одна из самых интересных рекомендаций звучит так:
Следуй искренне желаемому (шлока 1-39). Слово дхьяна в этой шлоке - синоним истинности, искренности. Перефразирую парадоксально: человек, не имеющий интересов в жизни кроме йоги, вряд ли достигнет в ней успеха. Человек же увлеченный и горящий чем-то в миру, без сомнения заслуживает качественный покой.

Психотерапия (в разных своих формах) накопила за прошедшие сотни лет уйму подобных советов, хороших и полезных каждый в свое время. Добавлю, что единственность таттвы (помните шлоку 1-32?) намекает на то, что усердно перебирать методы, во что бы то ни стало стремясь к практике, просто глупо. Возможно, лучше просто подождать более благоприятного момента. Когда он наступает, можно настроиться на практику одним методом (любимым ключом или триггером) и...

В следующих шлоках Патанджали, покончив с помехами указанными методами, переходит к тонкостям углубления ЧВН и качества покоя.

В заключение еще раз подчеркну следующее: при чтении Сутр возникает мнение, что в шлоках 1-33 - 1-39 описаны практические методы йоги. Вовсе нет - это всего лишь простые предварительные, в чем-то механические способы ухода от помех, настройки на занятие, способы простого смещения внимания в направлении совсем непростой практики ЧВН.
Likos
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 17:09
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 6 раз

Сообщение Likos »

Смит те надо выпускать книгу с коментариями...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Мне пока проще кусками выкладывать свое накопившееся ИМХО, в контакте с придирчивыми и искушенными читателями. Все-таки это расшифровка, могу увлечься, притягивать за уши, дорисовывать.
yoo
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 1 сен 2008, 08:43

Сообщение yoo »

Очень интересные и довольно логичные комментарии. Но один момент мне показался не совсем логичным:
Следуй искренне желаемому (шлока 1-39). Слово дхьяна в этой шлоке - синоним истинности, искренности. Перефразирую парадоксально: человек, не имеющий интересов в жизни кроме йоги, вряд ли достигнет в ней успеха. Человек же увлеченный и горящий чем-то в миру, без сомнения заслуживает качественный покой.
Не совсем понятно, с чего вы взяли, что Патанджали именно это имел ввиду. Не видна связь между высказыванием и толкованием.

К тому же если у человека главный интерес в жизни практика и изучение йоги и всего что с ней связано (физиология, психология, философия и т.д.), то, в соответсвии с этим шлоком, ему необходимо искренне следовать своему интересу. И если посмотреть на ситуацию адекватно, то такой человек скорее всего таки достигнет успеха в йоге.

П.С. Не сочтите за попытку придраться, но в данном случае не совсем понятно, почему вы пришли именно к такому толкованию данного шлока.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Спасибо за замечание, Юрий. Конечно, можно гореть и деятельностью по обеспечению процесса занятий, но это все же не йога, а "мирская" деятельность. :)
Для подавляющего большинства людей бесполезно и вредно постоянно "торчать в самадхи и около". Чтобы утонуть поглубже, нужен груз, а так по поверхности будешь барахтаться.
(Исключения из этого правила есть. Шлока 1-19: "Асампраджнята самадхи присуще рождения причины разорвавшим, в пракрити погруженным". Короче, некоторым дано. Но это единицы.)
Матсья отмечал в комментах к предыдущему очерку ("Восприятие в обычном и измененном сознании"), что обязательно нужна активная жизнь, иначе не будет материала для Наблюдателя (да и материальной стороны).

И разумеется, я не знаю, что собственно Патанджали имел в виду. Это мое мнение и навеянные мысли. (Еще Дасгупта мучался вопросом: как бы залезть Патанджали в голову? :))
Likos
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 17:09
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 6 раз

Сообщение Likos »

Помоему все написанно доступно и понятно.. yuraschapov или вы из тех кто ищет до чего придраться, чтоб зацепиться и флудить флудить флудить...
Просто надо немного шире смотреть и понимать
yoo
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 1 сен 2008, 08:43

Сообщение yoo »

А.Смит писал(а):Спасибо за замечание, Юрий. Конечно, можно гореть и деятельностью по обеспечению процесса занятий, но это все же не йога, а "мирская" деятельность. :)
Для подавляющего большинства людей бесполезно и вредно постоянно "торчать в самадхи и около". Чтобы утонуть поглубже, нужен груз, а так по поверхности будешь барахтаться.
А. Смит, теперь понял вашу мысль, спасибо.

Могу дополнить эту мысль еще и тем, что иногда мы видим, анализируем и чувствуем некоторые вещи (объекты, мысли, деятельность и т.д.) но разумом не понимаем реальную суть этих вещей. Если же мы искренне (а не поверхностно) нацеленны, как говорит Риши на желаемое, то суть этих вещей постепенно проясняется, а поскольку многое в жизни связано, то в качестве бонуса получаем понимане и других процессов. Если же человек будет заниматься исключительно изменением своего зознания и, как вы выразились "торчать в самадхи и около", то жизни он может просто не узнать и не получить необходимый "груз" (материал для Наблюдателя).

И, кстати, один из эффектов йоги по ВСБ (или может быть корректней по Патанджали), который я успел испытать - это прояснение некоторых вещей, над которыми бьешься и которые не можешь понять. Подсознание само выдает готовый результат в виде целостной картины.
А.Смит писал(а): И разумеется, я не знаю, что собственно Патанджали имел в виду. Это мое мнение и навеянные мысли. (Еще Дасгупта мучался вопросом: как бы залезть Патанджали в голову? :))
Кто-то из гуру (вроде ССС) сказал, что возможно Патанджали специально дал все в своих сутрах именно в таком виде, что бы занимающийся мыслил, пытался понять, разбирался, вникал самостоятельно.

После года практики у меня появилось желание заниматься более осмысленно, перечитываю заново ЙИК и потихоньку начинаю вникать в сутры. Все ваши темы на эту тему у меня уже в закладках, потому что многое пока еще не доступно для моего сознания :)
yoo
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 1 сен 2008, 08:43

Сообщение yoo »

Likos писал(а):Помоему все написанно доступно и понятно.. yuraschapov или вы из тех кто ищет до чего придраться, чтоб зацепиться и флудить флудить флудить...
Просто надо немного шире смотреть и понимать
Предлагаю вам воспользоваться своим советом посмотреть шире и предположить, что таки не для всех все доступно и понятно.

В любом случае извините, если что не так.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

yoo писал(а): Могу дополнить эту мысль еще и тем, что иногда мы видим, анализируем и чувствуем некоторые вещи (объекты, мысли, деятельность и т.д.) но разумом не понимаем реальную суть этих вещей. Если же мы искренне (а не поверхностно) нацеленны, как говорит Риши на желаемое, то суть этих вещей постепенно проясняется, а поскольку многое в жизни связано, то в качестве бонуса получаем понимане и других процессов. Если же человек будет заниматься исключительно изменением своего зознания и, как вы выразились "торчать в самадхи и около", то жизни он может просто не узнать и не получить необходимый "груз" (материал для Наблюдателя).
Совершенно с вами согласен.
yoo писал(а): Кто-то из гуру (вроде ССС) сказал, что возможно Патанджали специально дал все в своих сутрах именно в таком виде, что бы занимающийся мыслил, пытался понять, разбирался, вникал самостоятельно.
Да, это "письмо капитана Гранта", :) моя расшифровка - одна из возможных. Проблема с Сутрами всегда была в том, что комментировались отдельные шлоки, шаг за шагом, а на мой взгляд нужен собственный искренний вопрос, вокруг которого может выстроиться гирлянда резонирующих шлок.
Но тут просто надо знать материал Сутр. А это время и склонность. Мое первейшее желание - вскрыть порочную практику тащиться по Сутрам шлока за шлокой, дать широкий обзор, некое исходное видение, после которого возникает смелость складывать из этих жемчужин-шлок свои паззлы.
И конечно без собственной практики ЧВН в Сутрах нельзя понять ничего.... Уж очень специфичная область.
Аватара пользователя
Боря Ч
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 10 май 2007, 17:44
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 54 раза

Re: Практика йоги по Патанджали. Помехи. Вспомогательные мет

Сообщение Боря Ч »

[quote="А.Смит"]

Итак, в Сутрах даются следующие вспомогательные (для установления регулярной практики ЧВН) процедуры:
Шлока 1-33:
Культивируй дружелюбие, сострадание, радость, а также безразличие по отношению к удачам, неудачам, справедливости и несправедливости.
Добавлю, что это хорошо идет, когда набрано слишком много негатива, когда вы злы на мир как сто чертей.


На мой взгляд, культивировать сострадание, когда человек переполнен негативом, это путь к разочарованию и еще большей отрицательности. Человека по жизни распирает от злости, а он вольно или невольно сравнивает себя с тем желаемым состоянием, которое нарисовало его воображение. А если это еще идеал бодхисаттвы, который предлагает тибетский буддизм.....Как тут не прийти в отчаяние :-)

А ловушка дуальности? Чем активнее в сознании идея добра, тем сильнее она уравновешивается так называемыми порочными мыслями. Кто сможет отменить этот автоматический процесс?

Истинно практикующий обязательно захочет распространить культивируемые мысли и состояния на повседневную жизнь. И тогда он вполне может начать терять легкость, подлинность и спонтанность — из-за специальной(!) установки быть хорошим. Может вместо сострадания к человеку, оскорбляющему тебя, культивировать юмор?

Я теперь удивляюсь энтузиазму буддистов Махаяны (тибетцы). Или там существуют более искусные методы, чем описаны в литературе, переведенной на русский? Вы как знаете, а мне такие практики показались более виртуальными, чем реальными (это при том, что спасибо за ценные соображения и отдельные техники).

Мне кажется, проще и эффективнее ограничиться работой с негативом. Вообще никак не заботясь о сострадании, добросердечии, любви и других духовных состояниях.
Если они возникнут и будут проявляться — вряд ли человек будет против, ибо, подозреваю, что сие приятно и умиротворяюще.


Можно попробовать:


- постфактум раз за разом осознавать эмоциональные издержки негатива: как я себя чувствую, когда переживаю это состояние? Это приятно? И на этом стоп, пусть инстинктивное желание избежать неприятного само даст ответ и сделает всю работу. Когда человек кипит от гнева, именно он в первую очередь сгорает в пламени своего собственного негодования. К тому же понимать, что «когда мы нападаем в гневе или лжем из страха, то еще глубже внедряем эти эмоции в свой ум» — со всеми вытекающими.

- если негатива очень много — выпускать пар, например, в лесу; не сдерживать себя, позволить всему случаться

- распознавать свои проекции, которые часто являются причиной неоправданного гнева и злости и т.д.

- в момент проявления негатива научиться разтождествляться с мыслями, питающими его, и переживать чистую энергию эмоции (альтернатива подавлению)

- размышляя, вспоминать собственный опыт негативного реагирования (для более спокойного отношения к тем, кто захвачен отрицательностью)

— и т.д. и т.п.

Ну, и естественно медитативные асаны!


:)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Согласен, Борис, тут нужно уточнение.
В острой фазе злости бесполезно культивировать доброту к миру. :) Но когда острая фаза пройдет и вы отмечаете в себе хроническую склонность злиться, следует пожалуй заняться профилактической психотерапевтической работой по указанной шлоке.
Разумеется, если наработан навык регулярного ментального расслабления, в этой психотерапии вряд ли есть надобность. Вы скорее всего уже избавитесь от злости как от опасной хроники. Йога в этом случае уже просочилась в жизнь как надо.
А до этой стадии указанные Вами методы психотерапии несоменно хороши и полезны. (Кстати в сегодняшней беседе с ВСБ речь шла о психотерапии - можно послушать в аудиофайле).
Спасибо за дополнение.
Maximus
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 1 апр 2004, 21:46
Откуда: Московская обл.
Контактная информация:

Сообщение Maximus »

А.Смит писал(а): (Кстати в сегодняшней беседе с ВСБ речь шла о психотерапии - можно послушать в аудиофайле).
А это где ?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

http://realyoga.ru/Downloads/besedi.html
Обычно этот список пополняется очередными беседами каждую неделю.
vovka
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 192 раза

Сообщение vovka »

Уточняем. :D
На мой взгляд, культивировать сострадание, когда человек переполнен негативом, это путь к разочарованию и еще большей отрицательности.
Шлока 1-33 в редакции Островского и Рудого звучит так: "Очищение сознания достигается культивированием дружелибия, сострадания, радости и беспристрастрости по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку."
В сутре можно наблюдать четкое делегирование, т.е. если по отношению к тому кто счастлив, культивировать дружелибие (т.е. позитивное отношение), сострадательно относиться к тому кто испытывает страдание, радоваться добродетели (добродетельным поступка), и быть нейральным (типа парралелепипедом :D ) к пороку, и тем кто переполнен страстями, то таким вот образом можно успешно преодолеть внутреннее беспокойство. По моему очень эффективный и вполне конкретный метод психотерапии. :)
Смит те надо выпускать книгу с коментариями
+1 :D Как минимум завести отдельную колонку где можно было бы читать все уже выложенные комменты к сутрам! :wink:
Mozgovic
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 13 июн 2009, 11:44
Откуда: из реального мира
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 5 раз
Контактная информация:

Сообщение Mozgovic »

Vovka писал(а): Шлока 1-33 в редакции Островского и Рудого звучит так: "Очищение сознания достигается культивированием... сострадания и беспристрастрости по отношению к... страданию"
Как это? Объясните, плз, я не понимаю, как можно искренне СОстрадать и быть беспристрастны (т.е. равнодушным) к страданию другого человека, которому ты сострадаешь? :(
А.Смит писал(а):
Культивируй дружелюбие, сострадание, радость, а также безразличие по отношению к удачам, неудачам, справедливости и несправедливости.
Добавлю, что это хорошо идет, когда набрано слишком много негатива, когда вы злы на мир как сто чертей.
Т.е.
"когда вы злы на мир как сто чертей" (настоящее время), тогда
"Культивируй дружелюбие"

"когда вы злы на мир как сто чертей" (настоящее время), тогда
"Культивируй радость"

"когда вы злы на мир как сто чертей" (настоящее время), тогда
"Культивируй безразличие к... неудачам... и несправедливости".

Мне как-то это не понятно... может объясните? :(
Это что-то вроде "Когда бьёшь кого-нить по морде, культивируй дружелюбие" и "когда пьёшь вино и занимаешься сексом, культивируй воздержание"?
Или я Вас неверно понял? Может быть это в прошлом времени, но тогда будет "если вы были (когда-то/когда-то давно) злы на мир как сто чертей"... а сейчас вы не такой, то... опять ничего не понимаю.
Объясните плз.

вот оно, в следующем собщении...
В острой фазе злости бесполезно культивировать доброту к миру. Smile Но когда острая фаза пройдет и вы отмечаете в себе хроническую склонность злиться, следует пожалуй заняться профилактической психотерапевтической работой по указанной шлоке.
Разумеется, если наработан навык регулярного ментального расслабления, в этой психотерапии вряд ли есть надобность
Похоже, что этот "навык ментального расслабления" выглядит как транквилизатор/наркотик/алкоголь. Человек потому не напрягается (проявляет спокойствие и равнодушие к неудачам и несправедливости), что он оторван от жизни и толком в ней не участвует, ему всё это пока до лампочки, пока есть что принять

"Но у нас с собой было... чего расстраиваться. Нормально, Григорий!.. Отлично, Константин!"
http://www.jvanetsky.ru/data/text/t7/normalno_grigorii/ :wink:

Думаю, что коментарий "это хорошо идет, когда набрано слишком много негатива, когда вы злы на мир как сто чертей" - это очень неудачная добавка к данной шлоке Патанджали: "Культивируй дружелюбие, сострадание, радость, а также безразличие по отношению к удачам, неудачам, справедливости и несправедливости"
Lobster
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 23:22
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Lobster »

Как это? Объясните, плз, я не понимаю, как можно искренне СОстрадать и быть беспристрастны (т.е. равнодушным) к страданию другого человека, которому ты сострадаешь?
Беспристрастно, значит без личной заинтересованности. При настоящем сострадании почти автоматически.
Похоже, что этот "навык ментального расслабления" выглядит как транквилизатор/наркотик/алкоголь. Человек потому не напрягается (проявляет спокойствие и равнодушие к неудачам и несправедливости), что он оторван от жизни и толком в ней не участвует, ему всё это пока до лампочки, пока есть что принять
Поначалу так может быть.
I know ... yoga?
vovka
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 192 раза

Сообщение vovka »

Мне как-то это не понятно... может объясните?
Это что-то вроде "Когда бьёшь кого-нить по морде, культивируй дружелюбие" и "когда пьёшь вино и занимаешься сексом, культивируй воздержание"?
Cутра вполне конкретна. Читайте внимательно что там написано:

"Очищение сознания достигается культивированием дружелибия, сострадания, радости и беспристрастрости по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку"

Где вы прочитали что нужно обязательно культивировать беспристрастность по отношению к страданию?! 8O В сутре говорится что беспристрастие нужно использовать когда дело касается различных пороков...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Мозговик, если вас не устраивают пояснения к шлоке, приведите свой вариант. А свой исходный текст я уточню, замечания Бориса были справедливы.
Тема негативных эмоций и накапливающегося вследствие этого негативного фона, да и негативных болезненных ощущений замечательно расписана в книге "Практика прямого пути" (осторожно, не увлекитесь чересчур! это термояд для неокрепших душ :D ) http://bodhi.ru/samadhi/index.htm
Mozgovic
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 13 июн 2009, 11:44
Откуда: из реального мира
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 5 раз
Контактная информация:

Сообщение Mozgovic »

Vovka писал(а): Где вы прочитали что нужно обязательно культивировать беспристрастность по отношению к страданию?!
Вовка, там же всё есть. Сначала цитата, потом остальное. Читайте внимательно. Просто мне показался этот перевод странным.
А.Смит писал(а):Мозговик, если вас не устраивают пояснения к шлоке, приведите свой вариант
А что там пояснять? "Культивировать" значит прилагать целенаправленные внутренние и сознательные усилия. Ментальное расслабление должно быть обязательно вторичным, иначе, как я уже написал все будет как у наркоманов.
Т.е. культивируя* (!) чувства дружелюбия и сострадания по отношению к другому человеку, мы должны проводить "разъяснительную работу среди себя" :) вернее, внутри себя, и... стараться. Просто так, посреди житейских невзгод трудно быть сострадательным, дружелюбным, не выбиваться из колеи от успехов и неудач.
Чтобы это все шло без нервов и бурных эмоций, разумеется, нужна практика ментального расслабления, но, строго говоря, для положительных качеств она не обязательна, для первой части шлоки:
Культивируй дружелюбие, сострадание, радость - ибо это есть "общие" рекомендации для многих, учений и религий, а не во всех практикуется ментальное расслабление.

Вторая часть шлоки а также (культивируй) безразличие по отношению к удачам, неудачам, справедливости и несправедливости. - это классические "аскетические советы" ибо в миру, этого добиться сложно и даже ненужно. Иначе мы не будем ни к чему стремиться, а это не есть гуд, для стедента/семейного человека/солдата/ученого/спасателя/врача
осторожно, не увлекитесь чересчур! это термояд для неокрепших душ
Да, просто скажите "Дурак ты и не лечишься" или "это для для твоего ограниченного ума опасно, да и не по силам".

Не стесняйтесь

*Помниться, нам на уроках культурологии в институте объясняли значение слова "культуа". Это "росток" (лат.), который нужно взращивать, целонаправленно, проявляя заботу и должные усилия. Ибо сорняки сами растут, а нужные растения приходится кропотливо взращивать.
или Культура - лат. cultura, от основы colere — возделывать. В любом случае, есть внутренняя, ментальная и моральная работа и целенаправленность.
Аватара пользователя
Calceteiro
Опытный практик
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 160 раз
Контактная информация:

Сообщение Calceteiro »

Mozgovic,
термояд для неокрепших душ
- не обязательно для Вас, это я это и к себе, и к любому отношу.
Вот простой пример этого: кришноиты ("неокрепшие души", так как практикуют "учение", не зная зачем), поют мантры, молются , а ходят потом нередко зажатые, полубольные, им жить "плоховато", и у большинства "кришноитов", не зависимо от страны проживания, проблема только одна, одинаковая для всех них, далёкая "от высоких материй", которая покоя не даёт: где ему ночевать, что есть и т.д., ведь живут они исключительно "из подаяния".
Ответить