Тема лени .
Алексей, может, мой опыт Вам чем-нибудь поможет. Я занимаюсь (пытаюсь заниматься) с декабря 2001 г. К сожалению, периодически случались перерывы, связанные то с работой (когда пашешь от зари и до зари), то с нарушениями режима, то еще черт знает с чем. Радует, что постепенно все-таки втягиваюсь и практика становится более-менее регулярной. Начал я с ЙИК, аккуратно делая оба комплекса попеременке. Сказать, что асаны не получались - значит, ничего не сказать :( Даже полукобру сейчас до сих пор делать не могу - настолько плачевно состояние нижнего отдела позвоночника. Аналогично, делать пасчимоттанасану в варианте Виктора не мог - даже при аккуратном исполнении побаливал позвоночник. Поэтому избрал вариант Десикачара (сидя на стуле с согнутыми коленями). Фишка в том, что пока планируешь продвижение в асане - его (продвижения) нет. Точнее, есть, но на фоне постоянных болей в позвоночнике, которые, как известно, свидетельствуют о микротравмах. То же самое получилось и с другими позами.
Теперь о программе и т.п. Верно ведь все говорилось об индивидуальном подходе, изменении набора асан в зависимости от самочувствия и настроения. Программа здесь нужна, на мой взгляд, только как стержень, на который может нанизываться все, что угодно. Ориентир должен быть. На мой взгляд, программу Виктора можно и нужно корректировать под себя. Я, например, добавил гарудасану, стойку на руках, упражнения на разминку позвоночника по ССС (в позе на четвереньках) убрал кобру и пару скручивающих, добавил компенсирующие позы (см. Дешикачара). Занимаюсь я, кстати, тоже час утром и минут 30-40 вечером. Вечером у меня абсолютно стихийный комплекс - делаю то, что доставляет удовольствие и в чем тело испытывает потребность.
Т.е., я полагаю, что программу можно и нужно корректировать и менять. Но только после того, как что-то начинаешь ощущать и понимать. Хоть самую малость. Вы уж простите, но, похоже, этой самой малости Вам понять, пока, не удалось. Джаз прав - ЙИК так и осталась Вами непрочитанной. Принцип прогрессивной практики - вещь отличная, но прогресс должен быть спонтанным, основанным на знании тела, а не ума. А ССС дает уроки просто потому, на мой взгляд, что западному человеку (на которого ориентированы "Древние...") необходимо начать с привычной программы, чтобы, наконец, понять, что программа не нужна :) А потом приходит понимание того, о чем говорит Бойко: у-вэй, спонтанность, расслабление и прочая, прочая, прочая. Мой если не совет (ибо сам еще зелен, чтобы давать советы), то мое мнение - может, Вам не пытаться нащупать программу, а подкорректировать программу Бойко и заниматься, заниматься, заниматься? Постепенно увеличивая время выдержки (ориентируясь на ощущения), включая более сложные асаны (сначала можно тот же обратный треугольник убрать, например), видоизменяя ежедневную программу. А также практикуя чистки, правильно питаясь и полноценно отдыхая. И вопросы, подобные заданному в этой теме, постепенно отпадут :)
Теперь о программе и т.п. Верно ведь все говорилось об индивидуальном подходе, изменении набора асан в зависимости от самочувствия и настроения. Программа здесь нужна, на мой взгляд, только как стержень, на который может нанизываться все, что угодно. Ориентир должен быть. На мой взгляд, программу Виктора можно и нужно корректировать под себя. Я, например, добавил гарудасану, стойку на руках, упражнения на разминку позвоночника по ССС (в позе на четвереньках) убрал кобру и пару скручивающих, добавил компенсирующие позы (см. Дешикачара). Занимаюсь я, кстати, тоже час утром и минут 30-40 вечером. Вечером у меня абсолютно стихийный комплекс - делаю то, что доставляет удовольствие и в чем тело испытывает потребность.
Т.е., я полагаю, что программу можно и нужно корректировать и менять. Но только после того, как что-то начинаешь ощущать и понимать. Хоть самую малость. Вы уж простите, но, похоже, этой самой малости Вам понять, пока, не удалось. Джаз прав - ЙИК так и осталась Вами непрочитанной. Принцип прогрессивной практики - вещь отличная, но прогресс должен быть спонтанным, основанным на знании тела, а не ума. А ССС дает уроки просто потому, на мой взгляд, что западному человеку (на которого ориентированы "Древние...") необходимо начать с привычной программы, чтобы, наконец, понять, что программа не нужна :) А потом приходит понимание того, о чем говорит Бойко: у-вэй, спонтанность, расслабление и прочая, прочая, прочая. Мой если не совет (ибо сам еще зелен, чтобы давать советы), то мое мнение - может, Вам не пытаться нащупать программу, а подкорректировать программу Бойко и заниматься, заниматься, заниматься? Постепенно увеличивая время выдержки (ориентируясь на ощущения), включая более сложные асаны (сначала можно тот же обратный треугольник убрать, например), видоизменяя ежедневную программу. А также практикуя чистки, правильно питаясь и полноценно отдыхая. И вопросы, подобные заданному в этой теме, постепенно отпадут :)
Последний раз редактировалось Андрей 23 апр 2003, 09:19, всего редактировалось 1 раз.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Бог мой, как прекрасно когда тебя понимают!
Андрей, Вы мне просто бальзам на душу пролили. Все так и есть, как Вы написали. А дальше и еще нюансы будут всплывать разные...
Например вообще исчезнет привязка к тому, что делаешь. Поскольку если удерживать ментальное пространство от возмущений (читта вритти ниродхо), то асаны становятся асанами, а не физухой, и тогда все всегда отбирается само собой (но далеко не сразу, конечно). Исчезает зуд нетерпения и всяких там желаний сделать лучше и быстрее...
Время выдержки тоже будет расти само собой. Все в йоге идет спонтанно кроме того, что ты делаешь преднамеренно. А преднамеренно ты практикуешь асаны, пранаяму, психотехники...
Но ПРОСТО делаешь это, как сказано!!! Без отсебятины и без себя самого.
Когда человек "схватит" эту "простоту" - он поймет что к чему.
А до тех пор - нет. Расслабил сознание - йога. Нет - физкультура.
Казалось бы какая разница? На самом деле эта малость определяет все.
Один человек уколол палец чем-то, и назавтра об этом забыл. Другой уколол - и умер от заражения. В чем разница? Видна ли она невооруженным глазом? Нет не видна. Но она определяет все, даже жизнь и смерть.
Так и в йоге - все определяет не то что наблюдаемо - так называемая "техника" исполнения асан и прочего, бессчетно навязываемая авторами бессчетных книг, но то, чего не видно - состояние ума. Оно, как Вы понимаете, всегда строит и обычную жизнь человека. Но в ней ум работает, будучи ее обеспечением, а в йоге он должен быть выключен на время практики. Именно это "маленькое отличие" делает йогу йогой. Со всеми вытекающими последствиями и эффектами.
Всех благ!
Андрей, Вы мне просто бальзам на душу пролили. Все так и есть, как Вы написали. А дальше и еще нюансы будут всплывать разные...
Например вообще исчезнет привязка к тому, что делаешь. Поскольку если удерживать ментальное пространство от возмущений (читта вритти ниродхо), то асаны становятся асанами, а не физухой, и тогда все всегда отбирается само собой (но далеко не сразу, конечно). Исчезает зуд нетерпения и всяких там желаний сделать лучше и быстрее...
Время выдержки тоже будет расти само собой. Все в йоге идет спонтанно кроме того, что ты делаешь преднамеренно. А преднамеренно ты практикуешь асаны, пранаяму, психотехники...
Но ПРОСТО делаешь это, как сказано!!! Без отсебятины и без себя самого.
Когда человек "схватит" эту "простоту" - он поймет что к чему.
А до тех пор - нет. Расслабил сознание - йога. Нет - физкультура.
Казалось бы какая разница? На самом деле эта малость определяет все.
Один человек уколол палец чем-то, и назавтра об этом забыл. Другой уколол - и умер от заражения. В чем разница? Видна ли она невооруженным глазом? Нет не видна. Но она определяет все, даже жизнь и смерть.
Так и в йоге - все определяет не то что наблюдаемо - так называемая "техника" исполнения асан и прочего, бессчетно навязываемая авторами бессчетных книг, но то, чего не видно - состояние ума. Оно, как Вы понимаете, всегда строит и обычную жизнь человека. Но в ней ум работает, будучи ее обеспечением, а в йоге он должен быть выключен на время практики. Именно это "маленькое отличие" делает йогу йогой. Со всеми вытекающими последствиями и эффектами.
Всех благ!
столкнувшись с аналогичными проблемами, сейчас пришёл к выводу:
если тело и сознание ленятся делать асаны - значит проблемы с образом жизни... у каждого свои, разумеется - так что думайте, экспериментируйте!
как пошёл застой - хорошо задать себе вопрос - почему? и искать на него ответ... извините, не мастер объяснять...
в результате у меня занятия довольно чётко делятся на периоды - застоя и прогресса
в период, когда асаны "идут", надо учиться слушать тело - что оно в данный конкретный момент хочет делать? в идеале - пусть просто делает :))) а обдумывать будем до или после практики
////
конечно, индивидуальная практика - это в иделе такой поток, когда вы следующуюассану узнаете что будете делать только после окончания предыдушей (с) (Не будем упоминать кто сказал...)
////
мне тоже так кажется
если тело и сознание ленятся делать асаны - значит проблемы с образом жизни... у каждого свои, разумеется - так что думайте, экспериментируйте!
как пошёл застой - хорошо задать себе вопрос - почему? и искать на него ответ... извините, не мастер объяснять...
в результате у меня занятия довольно чётко делятся на периоды - застоя и прогресса
в период, когда асаны "идут", надо учиться слушать тело - что оно в данный конкретный момент хочет делать? в идеале - пусть просто делает :))) а обдумывать будем до или после практики
////
конечно, индивидуальная практика - это в иделе такой поток, когда вы следующуюассану узнаете что будете делать только после окончания предыдушей (с) (Не будем упоминать кто сказал...)
////
мне тоже так кажется
зуд нетерпения
"Исчезает зуд нетерпения и всяких там желаний сделать лучше и быстрее... "
А вот не исчезает! Для меня видимо характерно такое состояние.
я даже когда на работе что-то делаю, хочется побыстрей сделать и отвязаться.
"в результате у меня занятия довольно чётко делятся на периоды - застоя и прогресса"
Интересно что у меня период застоя совпадает с проблемами на работе
:)
"не пытаться нащупать программу, а подкорректировать программу Бойко и заниматься, заниматься, заниматься? Постепенно увеличивая время выдержки (ориентируясь на ощущения), включая более сложные асаны (сначала можно тот же обратный треугольник убрать, например)"
Я итак занимаюсь по программе Бойко, только сильно усеченной. Обратный треугольник убрал, позу бруса, стойку на голове и еще половину асан :) .
Убрал в основном то, что сложное для меня. Добавил несколько поз,
которых нет в двухдневном комплексе: "потягивающейся кошки", лука, уштрасану и разминочные упражнения: ролик, вращения стоп, полубабочка, бабочка. В "потягивающейся кошке" я на выдохе втягиваю живот, получается уддияна. Почему я добавил эти асаны?
Прочел, что уштрасана и поза лука, как и бхуджангасана, показаны при песке в почках. Кроме того, прочел, что поза лука хороша при жировых отложениях на животе (хотя конечно еще лучше поменьше кушать). А в остальном я стараюсь придерживаться рекомендаций "ЙИК".
Так что вашу правоту я признаю :)
А все-таки в "ЙИК" дана одна программа, примерно на два часа, а можно было бы дать еще альтернативные программы а) для слабых и полных б) сокращенную.
Андрей, вы упомянули Десикачара, где его можно посмотреть?
Продолжение - под новым заголовком:
"Свобода выбора стиля и романтика асан"
А вот не исчезает! Для меня видимо характерно такое состояние.
я даже когда на работе что-то делаю, хочется побыстрей сделать и отвязаться.
"в результате у меня занятия довольно чётко делятся на периоды - застоя и прогресса"
Интересно что у меня период застоя совпадает с проблемами на работе
:)
"не пытаться нащупать программу, а подкорректировать программу Бойко и заниматься, заниматься, заниматься? Постепенно увеличивая время выдержки (ориентируясь на ощущения), включая более сложные асаны (сначала можно тот же обратный треугольник убрать, например)"
Я итак занимаюсь по программе Бойко, только сильно усеченной. Обратный треугольник убрал, позу бруса, стойку на голове и еще половину асан :) .
Убрал в основном то, что сложное для меня. Добавил несколько поз,
которых нет в двухдневном комплексе: "потягивающейся кошки", лука, уштрасану и разминочные упражнения: ролик, вращения стоп, полубабочка, бабочка. В "потягивающейся кошке" я на выдохе втягиваю живот, получается уддияна. Почему я добавил эти асаны?
Прочел, что уштрасана и поза лука, как и бхуджангасана, показаны при песке в почках. Кроме того, прочел, что поза лука хороша при жировых отложениях на животе (хотя конечно еще лучше поменьше кушать). А в остальном я стараюсь придерживаться рекомендаций "ЙИК".
Так что вашу правоту я признаю :)
А все-таки в "ЙИК" дана одна программа, примерно на два часа, а можно было бы дать еще альтернативные программы а) для слабых и полных б) сокращенную.
Андрей, вы упомянули Десикачара, где его можно посмотреть?
Продолжение - под новым заголовком:
"Свобода выбора стиля и романтика асан"
Трудности с организацией вечерней практики, сила воли
Наверно, нехорошо форум засорять такими глупостями, но наверняка у многих есть такая(или похожая) проблема: заниматься могу только по вечерам, но довольно часто мешают всякая ерунда. То приду поздно и не могу себя заставить. Или решу: вот расстелю коврик, полежу на нем 5 минут, тогда начну себя гнуть......получается лежания минут 20, а потом полночи сна на полу :? ...... И тому подобные вещи. Бороться никак не получается. Аргументы, что надо меньше думать и больше делать, не помогают. В итоге занимаюсь раза 4 в неделю :(
Если у кого такое было и прошло, расскажите свое лекарство. Спасибо всем
Если у кого такое было и прошло, расскажите свое лекарство. Спасибо всем
Да, лень это сильный противник.
А если лень к тому же усугубляется усталостью после рабочего дня то тем более становится практически непобедимой....
Думаю лекарство от этого следующее:
1) не заниматся в состоянии усталости.
2) совершенствовать асаны до тех пор, пока они будут выполнятся ЛЕГКО и с удовольствием.
После этого останется чистая лень, которую можно победить при помощи правильного мышления.
А если лень к тому же усугубляется усталостью после рабочего дня то тем более становится практически непобедимой....
Думаю лекарство от этого следующее:
1) не заниматся в состоянии усталости.
2) совершенствовать асаны до тех пор, пока они будут выполнятся ЛЕГКО и с удовольствием.
После этого останется чистая лень, которую можно победить при помощи правильного мышления.
-
- Сообщения: 215
- Зарегистрирован: 19 апр 2003, 17:59
- Откуда: латвия,лиепая
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
:lol: Есть такие практики как тай-цзи,ци-гун,дыхание даосов и тд.Попробуйте когда вам лень проделать доступный для вас комплекс данной дыхательной гимнастики-и все,а когда вы почувствуете неизбежный приток сил после этого -на здоровье занимайтесь йогой.Только при лени не планируйте тренинг.Просто подышите,а потом можете горы переворачивать.
ом
Вы знаете, Dm., у меня некоторое время назад была похожая проблема - вернулся из отпуска, климат сменился, и вместо бодрости - сонливость постоянная. Начинаю делать стоячие - засыпаю. Делаю шалабхасану - засыпаю на пять минут :) В русле учений Сергея Агапкина :lol: - налицо преобладание парасимпатики. (Сергей, поправьте меня, если я ошибаюсь)
Мне помогло сконцентрироваться больше на прогибах назад, особенно в верхней и средней части спины. А ещё очень хорош контрастный душ - впрочем, я его не так уж и часто сподабливался делать.
Мне помогло сконцентрироваться больше на прогибах назад, особенно в верхней и средней части спины. А ещё очень хорош контрастный душ - впрочем, я его не так уж и часто сподабливался делать.
в последнее время мне больше всего помогает вначале встать в позу на коленках перед ширшасаной и опустить голову до пола на минутку. Сама ширшасана при этом никакого бодрящего эффекта не имеет, а вот это положение хорошо прогоняет сон. После этого все идет более-менее гладко.
Андрюне: Отгуляю свое, мне пока лишних проблем не надо. А то будет жена, начнет мне сосиски готовить и не поймет, чего я их не ем... :D
А еще есть вопрос: сразу после практики я мало что помню о ней. Помню, какие асаны делал, сколько времени заняло, но не более того. Ни ощущений, ни мыслей в памяти почти не остается. Так должно быть или у меня проблемы?
Андрюне: Отгуляю свое, мне пока лишних проблем не надо. А то будет жена, начнет мне сосиски готовить и не поймет, чего я их не ем... :D
А еще есть вопрос: сразу после практики я мало что помню о ней. Помню, какие асаны делал, сколько времени заняло, но не более того. Ни ощущений, ни мыслей в памяти почти не остается. Так должно быть или у меня проблемы?
Как заставить себя заниматься опять?
Бросил занятия больше недели назад, без особых причин. До этого занимался 2 месяца по "Практике для начинающих" В. Бойко. Как заставить себя заниматься опять - ума не приложу.
Теперь целый день лопаю крекеры и бананы, смотрю фильмы по видику и ничего не делаю. Чувствую себя очень плохо. Пока занимался все было прекрасно, тела практически не чувствовал (в хорошем смысле).
Короче помогите пожалуйста. Обругайте, вдохновите, как угодно. Каждый день пытаюсь возобновить занятия (и кнутом и пряником), но пока безуспешно. Все это конечно смешно звучит, но я решил использовать все возможности чтобы не бросать. Вот теперь обращаюсь к вам.
Теперь целый день лопаю крекеры и бананы, смотрю фильмы по видику и ничего не делаю. Чувствую себя очень плохо. Пока занимался все было прекрасно, тела практически не чувствовал (в хорошем смысле).
Короче помогите пожалуйста. Обругайте, вдохновите, как угодно. Каждый день пытаюсь возобновить занятия (и кнутом и пряником), но пока безуспешно. Все это конечно смешно звучит, но я решил использовать все возможности чтобы не бросать. Вот теперь обращаюсь к вам.
хлам в огонь!
-
- Сообщения: 504
- Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
- Откуда: Санкт-Петербург
- Поблагодарили: 8 раз
лично мне на этапе неустойчивого желания заниматься помогало хождение в зал.
т.е. если сам - то можешь и прохалявить.
а если я решил, что два раза в неделю буду к 7 часам приходить в какое месть и там заниматься - то иду туда при любых обстоятельствах. А когда пришел - то уже обстановка заводит, отвлекаешься от внешнего и пошло. Групповое поле оно помогает.
а периоды такие бывают. да.
Что делать?
Ну в первую очередь бы понять что было не так.
ибо если бы все было так, то от занятий за уши было бы не оттащить. -)
т.е. если сам - то можешь и прохалявить.
а если я решил, что два раза в неделю буду к 7 часам приходить в какое месть и там заниматься - то иду туда при любых обстоятельствах. А когда пришел - то уже обстановка заводит, отвлекаешься от внешнего и пошло. Групповое поле оно помогает.
а периоды такие бывают. да.
Что делать?
Ну в первую очередь бы понять что было не так.
ибо если бы все было так, то от занятий за уши было бы не оттащить. -)
я как раз считал что понял. Дело в том, что я уже начинал заниматься год назад, потом бросил. Сейчас я уже начал получать удовольствие от занятий, особенно во "второй день". После занятий чувствовал себя отдохнувшим, посвежевшим. Но ... возможно действительно что-то делал не так. А как понять что?Ну в первую очередь бы понять что было не так.
хлам в огонь!
подскажите, пожалуйста, вдохновляющую йоговскую книжку, которую можно было-бы прочитать в интернете на русском языке (говорю так потому, что нахожусь в городе Шиамэн на юге Китая, где литературу на русском не купить; можно выписать из России, но это - долго очень, а вдохновиться нужно сейчас) и которая бы не уводила в сторону от простых истин, освещенных Виктором в его "Практике для начинающих".На занятия йогой вдохновляет чтение йоговской литературы.
хлам в огонь!
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2125
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
http://sadhu.by.ru/lib.html
раздел йога
начинать с Мирча Элиаде
http://mist.org.ru/content/misc/rahari.html
Читать для преодаления излишней серьезности
и улыбнитесь ;)
раздел йога
начинать с Мирча Элиаде
http://mist.org.ru/content/misc/rahari.html
Читать для преодаления излишней серьезности
и улыбнитесь ;)