Наблюдение за дыханием и ощущение тела в асанах .

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
BlackJack
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 9 дек 2003, 12:03
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение BlackJack »


Проблемы с растяжкой как таковой нет. Но...

Я таки не получил ответа (кроме Леши) на вопрос о том, какие ощущения можно считать допустимыми (Этот ответ есть, по крайней мере в моем понимании практики).
Я примерно понимаю (я на это надеюсь :wink: ), что клон пытается мне объяснить. Но пока что мое тело делает непривычные для него вещи, причем весьма сильно на него влияющие. Поэтому пока что "передачи переключаем" осознано и с оценкой, а когда дойдет до автоматизма и формы, в которой действительно можно расслабиться, вот тогда и перестанем думать.
Также я не понимаю, как можно расслабляться в позах, в которых я больше секунды спокойно простоять не могу, или в каких-то жутких раскоряках, отдаленно напоминающих перевернутые треугольники.


Вобщем хотел написать обобщающее итоговое сообщение, но потом плюнул и для себя решил:

Открываю новый "динамический" "классический" подход в йоге! :twisted:

В асанах занимаюсь расслабленной физкультурой на растяжку, а между ними расслабляюсь в шавасане. Вот когда асаны станут привычными как сидение на диване и станут такими по форме, что в них действительно можно будет расслабиться, вот тогда буду пересматривать подход к практике. Физкультура мне в любом случае не повредит :lol:
It works. It really works.
cliffsman
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 11 дек 2003, 23:27
Откуда: из бывших

Сообщение cliffsman »

BlackJack писал(а): Также я не понимаю, как можно расслабляться в позах, в которых я больше секунды спокойно простоять не могу, или в каких-то жутких раскоряках, отдаленно напоминающих перевернутые треугольники.
Я тоже все ждал ответа на этот вопрос. Будет жалко, если его проигнорируют... :(

Чего не хватает, на мой взгляд, в комплексе для начинающих ВСБ - так это фотографий хоть каких-то начинающих (ну или кого-то, имитирующего этих начинающих). Что мне толку смотреть на асану в исполнении Айегара, коль я даже приблизительно не могу это воспроизвести. А еще ЧВН надо пытаться "отловить" параллельно. Фраза "принять доступную на сегодня форму", так часто повторяемая Виктором, нуждается в иллюстрациях. Что-то типа: возможные варианты данной асаны: 1) ... 2) ... 3) ... 5)... , где 1) будет Айенгар, а 5) - начинающий, неспортивный, немолодой и пр.

А то вообще непонятно зачем мне именно эти асаны выполнять, если доступная для меня форма отличается от картинки как шавасана от треугольников.

Мне бы, наверное, это помогло. А так... После нескольких попыток заниматься по вышеупомянутому курсу, отложил это дело пока, и взялся заниматься по "Систематическому курсу" ССС. Там, вроде до треугольников где-то к уроку 10-12 доходят, а при условии что в среднем на урок он месяц рекомендует, то через год как раз и доберусь. Мож тогда и к курсу ВСБ опять обращусь...
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Добрый день, господа!
Вижу я, что не получается у Вас нащупать единую реальнсть, в рамках которой обмен мнениями становится продуктивным. Но должен заметить, что сущность, которую я стараюсь донести, Клон воспринимает наиболее близко к моему собственному пониманию.
BlackJack говорит что так и не понял, какие ощущения можно считать допустимыми. MG не понял как может не быть посторонних мыслей во время практики.
"Эх, раз, еще раз, еще много, много раз - все не так, ребята..."
Попробую заново переформулировать свое понимание растворения ощущений.
Неважно в какую позу или карикатуру на нее удалось согнуться, что получилось - и ладно. Когда Вы, пытаясь согнуться дальше (либо повиснув на форме пассивно) упретесь в ЯВНОЕ ощущение (НЕ боль и НЕ неприятность) - тут нужно остановиться, расслабить в теле все, что можно и замереть. Но при этом должны быть еще расслаблены (отпущены) закрытые глаза, лицо и живот - полностью! И в ЭТОМ состоянии и положении Вы безразлично наблюдаете то, что происходит с упомянутыми ощущениями в той зоне тела, где они возникли. ЕСЛИ через какое-то время они начинают "таять", уменьшаться, превращаясь практически в фон - это хорошо и нормально. Когда вследствие этого "таяния" в теле наступает безмолвие, то в нем нужно пребывать безмятежно, "отпуская"теперь голову. Молчание тела наступило, теперь можно подумать о молчании ума. В каком смысле? Да ощущать все тело, то есть распространить на него ВСЕ внимание, "размазать" его по телу и его неподвижности.
Конечно, если время выдержки малое, то с сознанием не успеет ничего явного случиться, но это сначала. Потом Вы привыкните ориентироваться во внутреннем пространстве МОЛЧАНИЯ тела.
Как только в этом фоне возникает - неважно где, в том самом месте, где ощущения растворялись, или в другом - опять ощущение, нарушение фона, в восприятие начинает "высовываться" гвоздь - пора выходить из асаны.
Если Вы приняли форму и ощущение НЕ уходит, но и НЕ усиливается, а величина (интенсивность) его такая, что не напрягает сознание, то можно держать асану до тех пор, пока оно не начинает увеличиваться, расти. Вот,собственно, и вся премудрость.
Но фишка в том что при всем этом в сознании должен возникнуть и сохраняться минимум привычной активности. Его стремление суетиться, лезть туда и сюда, оценивать, регулировать и т.д. нужно свести к минимуму. "Смотри", так сказать, мутным внутренним взором на происходящее и не горячись, успокойся, тебе некуда больше спешить. Дай мутной воде отстояться.
В этом плане - сознания - делать асаны следует как-то даже тупо, дезавуируя себя самого - на время выдержки позы. А в промежутках надо падать в Шавасану, и в молчании тела разбираться уже чисто с умом, с его спонтанной деятельнсотью.
Повторяю: в асанах также следует "плясать" от головы. В том смысле, что рано или поздно Вы почувствуете: степень релаксации тела зависит от состояния ума. Если он активен и цепок, сознание бодрое, то это одно. Как только удастся уйти от мыслей и опустошить голову - тело начинает "стекать" в форме - БЕЗ ощущений.
Похоже что Вы хотите ВСЕ понять до конца теоретически, чтобы асаны получались ПРАВИЛЬНО, так? А я говорю следующее: то, что Вы понимаете из слов, из нашей здесь с Вами болтовни - это лишь рыба, калька, грубое приближение к действительности. Нужно просто делать ВОТ ТАК, как говорится, и тогда Вы поймете что это так и есть, поймете не только мозгами, но и телом. А пока Вы пытаетесь дорыться до полного смысла, понимания и взаимопонимания в пространстве текста! Но тут смысл будет всегда неполным. Почему Вы не можете до конца понять , а я - Вам объяснить?
Да потому что, как говорят в Одессе, Вас там еще "не стояло". А если и стояло - то мало.
Почему я не могу продуктивно говорить с Лешей? Да потому что он - ИМХО, и как следует из его слов - сохраняет в практике обычную ментальную работу, полный анализ и контроль, повседневное состояние ума. А я говорю что это НЕ йога! Блин, можете застрелить меня, но мое мнение не изменится! Анализ до йоги - да, после йоги - сколько угодно, но во время йоги - нет. Или это не йога.
Многое в жизни можно и нужно понять в основном ДО начала действия, но только не в йоге. Тут большая часть понимания приходит во время процесса, и если он завернул не туда, то и понимание будет не тем. И таких ложных путей сколько угодно.
Йога -это очень просто: молчание ума в молчании тела. Для тела свое ЧВН - в ощущениях, для ума - свое. Но одно поддерживает и усиливает другое - синергетика, однако :D
Когда mg говорит, что в асанах ум НЕ может быть пуст - это не так. Как раз может! И стремиться к этому - задача праткикующего. И возможно это только на основе РЕГУЛЯРНОЙ практики, ибо регулярность в данном случае - одно из необходимых условий качества. А Вам, уважаемый mg, добиться этого так и не удалось.
Вам, BlackJack, могу сказать следующее: НА ФИГА принимать (делать, выполнять) ТАКИЕ формы, в которых Вы можете продержаться не больше секунды?! ЗАЧЕМ они Вам?!
Любая, самая жуткая раскоряка, с опорой на стену, стопку книг, стул, диван, пианино, кровать, табурет - что угодно, но чтобы Вы могли держать ЭТО какое-то время с растворением ощущений - это йога.
Похоже что Вы не в состоянии примириться именно со своей начальной формой, отсюда и весь сыр-бор - закипает возмущенный разум...
Ничего, господа, не боги горшки обжигают. Напомню шлоку из Дхаммапады: VIII. 103 "Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой бы победил себя одного, то именно этот другой - величайший победитель в битве"
Всех благ!
Последний раз редактировалось Виктор 10 мар 2004, 18:29, всего редактировалось 1 раз.
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

Леша написал:
делаем все медленно, наклоняемся ниже, стараясь согнуться только в тазобедренных составах.
И достигаем такого натяжения задней поверхности ног (по началу это ощущения в основном под коленками, а потом уже по всей задней поверхности), которое мы можем идентифицировать как приятное растяжение до болевого порога. Иногда это описывается как «приятная боль», но мне такой термин не нравится.

Так вот если угол наклона достаточен, чтобы в этом положении расслабиться не сгибая спину (а это если у вас ладони стали на пол легко), то никаких подпорок не надо, а нужно просто расслабиться и стекать вниз. При этом если вы действительно расслабитесь, то связки начнут «течь», и вы еще глубже уйдете в наклон, но при этом не будет боли, а будет наоборот ощущение, что натяжение уходит.
Если же при попытке «повесить» тело возникает боль в связках, то следовательно вам надо несколько снизить нагрузку на связки, т.е. часть веса тела взять на руки – опереться на табуретку, кирпич, чего еще. И плавно дозировать нагрузку, без боли.


Что, никто в этом кусочке текста не видит "растворения ощущений?" А только физкультурный подход со скрежетом зубов и разрывом связок????
Ну я тогда не знаю господа...
Если попробовать так, как написано, то как раз это самое "растворение ощущений" и поймаешь.
Или конечно, физ форма хотя бы чуть чуть позволяет.

Ну а если тело совершало движения последний раз двадцать лет назад - то извините, надо пол годика и ОФП позаниматься....

Ну а про сознание я просто писать не буду. Это очень скользкая и не однозначная тема.
На простом уровне - за расслаблением тела следует расслабление сознания. Или успокоение сознания, или за успокоением сознания следует расслабление тела. Один фиг. Масло масляное.
Но это не ЧВН.
А далее все у каждого индивидуально.
Скажем так - под ЧВН я подразумеваю совершенно не то, что Виктор...
Sergius®
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 15 май 2003, 10:51
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Sergius® »

to Cliffsman

Что касается
Фраза "принять доступную на сегодня форму", так часто повторяемая Виктором, нуждается в иллюстрациях. Что-то типа: возможные варианты данной асаны: 1) ... 2) ... 3) ... 5)... , где 1) будет Айенгар, а 5) - начинающий, неспортивный, немолодой и пр.
попробуйте посмотреть книгу
Р. Белл
Йога: простые упражнения
(фото обложки- http://rodina.by/book/info/go/6168.html , но с ценой они там что-то напутали, книга не дорогая)

там есть варианты выполнения основных асан, в том числе и с использованием пропсов.

На мой взгляд довольно полезная книга для начинающего в дополнение к ЙИК.

---------------------------------
Я так думаю
сержант Лебядкин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 27 май 2003, 17:27
Откуда: Ленинградская область
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение сержант Лебядкин »

Леша писал(а):[Ну а про сознание я просто писать не буду. Это очень скользкая и не однозначная тема...
...А далее все у каждого индивидуально.
Скажем так - под ЧВН я подразумеваю совершенно не то, что Виктор... [/b]
Тема, конечно, неоднозначная, но все же... Что Вы подразумеваете под ЧВН и чем Ваше толкование отличается от толкования ВСБ?
Федор
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 18 мар 2002, 13:30
Откуда: Киев
Благодарил (а): 69 раз
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Федор »

Виктор писал(а):Но должен заматить
Виктор,Жванецкий,часом не Ваш родственник? :D
Если серьезно,если в первой и/или последующих ШАВАСАНЕ,возникающие в той и/или иной части тела неприятные ощущения не "растворяются",то принцип тот-же,что и в ОСТАЛЬНЫХ асанах(или их подобии)-"в восприятие начинает "высовываться" гвоздь - пора выходить из асаны."(перефразируя-"гвоздь" в шавасане "высунулся" и не "уходит" из восприятия-пора выходить из асаны)?
Спасибо.
П.С.Присоединяюсь к вопросу Сержанта Леше.
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

не хочу втягиваться в личные перепалки. Лично я не берусь утверждать, кто что понимает, а что нет, да и все равно мне это.

просто существуют различные подходы к методикам тренировки.

у меня есть свой.
я им пользуюсь.
я о нем и пишу.
если кому то так получится попробовать и понравится - то и хорошо. Не понравится - тоже хорошо, бо вариантов много.

идея о том, что есть один единственный правильный вариант - уже давно меня покинула.

Если у кого-то такие идеи есть и есть желание это доказывать - ну так что ж..
Мне доказывать нечего.

Если есть желание - попробуйте как пишу я, как советует Виктор, как Сидерский, как Айенгар, как еще кто.

И как вам пойдет - ну так и делайте.

Лично я пробую любою информацию на практике, и если она мне идет, включаю ее в свою практику. А в практику напихано достаточно много всего, как принято говорить тут "смесь бульдога с носорогом". И мне так нравится. И все тут.

А кому нравится по другому - так ведь все мы разные.
Федор
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 18 мар 2002, 13:30
Откуда: Киев
Благодарил (а): 69 раз
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Федор »

Леша,извиняюсь,но сказав конкретное "А"("Скажем так - под ЧВН я подразумеваю совершенно не то, что Виктор..." ),Вы таки увильнули(имхо) от ответа на конкретное "Б"("Что Вы подразумеваете под ЧВН и чем Ваше толкование отличается от толкования ВСБ?").
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

Федор,
мое понимание этого вопроса вытекает из моего мировоззрения и личного опыта.
В двух словах я выразить это, пожалуй, не смогу.
А писать трактат пока нет времени и желания -)
может позже напишу -)

и опять же - это будет некая субъективная истина, верная для меня в данном моем состоянии, точке пространства и времени -)

надо ли вообще такие точки зрения на всеобщее рассмотрение выносить - это еще вопрос...
cliffsman
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 11 дек 2003, 23:27
Откуда: из бывших

Сообщение cliffsman »

клон писал(а): это просто проблема вашего восприятия..
Возможно, но также возможно что это проблема Вашего изложения...
клон писал(а): что касается скрученых поз и прочих стоячих их можно практиковать и лёжа..например поза дерева лёжа мне очень помогла для понимания, что такое спонтанность в релаксе...
Вот про это-то я и говорю, что мне, как начинающему, невдомек, что стоячие позы можно выполнять лежа. Как я должнен допереть до этого? Естественно, в моей голове сразу возникает вопрос: а зачем вообще весь разговор об асанах, коль стойку на голове можно выполнять стоя на ногах головой вверх? Поэтому и пытаюсь стойку на голове все-таки головой вниз, а ногами вверх выполнять (образно говоря, естественно - не начните меня обвинять в том что я, чайник, стойки на голове пытаюсь выполнять). И, естественно, не могу в ней и секунды простоять, не говоря о том, чтобы от мыслей всяких да ощущений избавиться.
austin
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 17 июн 2004, 11:58

2? Наблюдение за дыханием; практика йоги и рабочий день .

Сообщение austin »

йога по "Практике для начинающих" Виктора Бойко

1. не могу внимать дыханию. как только обращаю туда внимание - дыхание меняется и становится неестественным. никаких сознательных усилий по изменению дыхания не прилагаю, как и требуется.
хлам в огонь!
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

я тут уже приводил аналогию - представьте себе, что в темноте сидит кто-то тихий и скромный и ненавязчиво делает свою работу. А вы тут залазите с фонариком и на него светите - решили понаблюдать, как он работает. Так этот он сразу съежится, испугается и станет часто дышать или наоборот дышать перестанет -)
Или вот понравилась вам девушка - вы решили на нее все внимание направить - уставились нее и стали внимательно разглядывать/изучать. Девушка, ясен пень, тоже смутится. А то и двинет чем тяжелым-)
так вот внимание на дыхание должно быть совершенно таким мимолетным, косвенным, краем "глаза".
Так что пробуйте и так и так - постепенно поймаете тот уровень ненавязчивого внимания, на которое ваше дыхание не пугается.
А поначалу пока форма асаны не стала для вас удобнее чем сидении на диване - оставьте дыхание в покое вообще.
austin
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 17 июн 2004, 11:58

Сообщение austin »

тогда еще вопрошу я. если сидячая поза и расслабляю живот - он раздувается и дышать совсем невозможно. что делать?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

austin, мне встречались случаи, когда общее нервное напряжение у человека таково, что он постоянно поджимает живот и не может естественно дышать. Похоже что в этом случае гипертонус концентрируется в диафрагме либо солнечном сплетении. Поэтому в асанах и паузах между ними, ложась в Шавасану, полностью отпускайте живот. Следите за этим и по жизни - в транспорте, на рабочем месте. Если удастся живот расслабить, то, скорее всего, у Вас восстановится нарушенный рисунок дыхания. Ну, а дальше будет полегче...
Удачи!
austin
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 17 июн 2004, 11:58

Сообщение austin »

austin, мне встречались случаи, когда...
спасибо за ответ, но я имел в виду несколько другое. проблемы расслабить живот нет.

я говорю о конкретных сидячих позах, таких как Сиддхасана. я действительно полностью расслабляю живот. при этом он как-то отвисает и оттягивает внутренние органы, при этом "люфт" необходимый для дыхания становится очень маленьким. т.е. дышать в этих позах становится вообще затруднительно.

дышать грудью что-ли?


в добавление.

хотя безусловно Вы правы, живот постоянно поджат. т.е. видимо состояние "поджатости" стало нормальным для меня и тело просто не знает, как дышать при расслабленном животе....
хлам в огонь!
Stern
Сообщения: 327
Зарегистрирован: 9 сен 2003, 15:58
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Stern »

austin, ну уж если вопрошаете :) , вот Вам еще информация к размышлению, где обсуждалось напряжение живота:
http://www.webforum.ru/mes.php?id=93787 ... 8569&arhv=
Я не буду утверждать, что правильно - напряжение или расслабление живота, возможно, и то, и другое (кому-то надо напрячься, а кому-то расслабиться :) , каждый решает для себя сам и может сам определять следствия своих действий - по своему самочувствию.
austin
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 17 июн 2004, 11:58

Сообщение austin »

Существует распространённое заблуждение, что человек может что то расслабить(почувствовать расслабление), не напрягая ничего при этом.
согласен. я новичок именно в йоге, но расслабление практикую очень давно, хотя и очень нерегулярно. челюсть я вообще не пытаюсь расслабить НИКОГДА - она просто начинает двигаться туда-сюда, что очень отвлекает. видимо, покушать люблю... :D

всем спасибо!!!
хлам в огонь!
BlackJack
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 9 дек 2003, 12:03
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение BlackJack »

клон писал(а):Специально "расслабить" его не пытайтесь, просто не напрягайтесь. Существует распространённое заблуждение, что человек может что то расслабить(почувствовать расслабление), не напрягая ничего при этом.
Имхо причина недопонимания в том, что для того чтобы начать расслабляться, надо все равно что-то сделать.
Т.е. лично я сначала сознательно отпускаю себя в тех местах, которые, я знаю, обычно напряжены. А вот потом уже ничего не делаю, и оно расслабляется дальше само.
Stern
Сообщения: 327
Зарегистрирован: 9 сен 2003, 15:58
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Stern »

клон, скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к требуемому напряжению (усилию) для того, что бы принять и удерживать форму какой-либо силовой асаны (маюрасана, например, или, если Вы силовые не делаете, просто поднять ведро воды, например)? Вопрос не имеет никакого негативного подтекста к Вашей практике в ключе релаксации, просто хотелось бы узнать, как Вы это воспринимаете.
Ответить