Наблюдение за дыханием и ощущение тела в асанах .

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
сержант Лебядкин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 27 май 2003, 17:27
Откуда: Ленинградская область
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение сержант Лебядкин »

Yur-у: конечно, в кобре полноценного капалабхати быть не может, скорее это некое подобие его, с акцетом на выдохе, за счет ребер. Как дышат железные собаки, я не в курсах.
Леше: вчера попробовал -- выставил дыхание, закрепил и углубил в сурья намаскар, а вот дальше -- уже все не так просто, уже при входе в кобру учащение дыхания в 2-3 раза, как только начинают включаться мышцы спины. Причем так дышать в этот момент ну просто комфортно, наиболее гармонично, что-ли телу кажется. С кислородным голоданием, по-моему, это не связано. Так что дышать, что-ли пока, как дышится, не насиловать природу, не наступать на горло собственной песне?
Кроме того, мне кажется , что сохранить ритм дыхания единообразным в течение всего комплекса, с переходами от одной асаны к другой, с краткими релаксационными отступлениями между ними -- весьма непросто, или даже вообще нефизиологично. Может, я чего не так понял.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Насчет Капалабхати в асанах, все это препятствует ментальной релаксации, дыхание должно быть естественным без какого-либо "выставления", в противном случае где "читта вритти ниродхо"?
Всех благ!
Начинающий
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 8 июл 2003, 18:24
Откуда: Москва
Контактная информация:

Правильное дыхание при выполнении асан

Сообщение Начинающий »

Как,все-таки,правильно дышать?
Каков основной принцип?
Насколько я понял,если не "поставить" дыхание,то
выполнение упражнений будет бессмысленным,или даже вредным...
Сылочки не дадите?
Или объясните попроще...
=======
Заранее спасибо.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Уважаемый!
За дыханием в асанах НЕ должно быть никакого контроля, а если он и есть, то лишь в одном смысле: сохранять полную естественность, свободу и непринужденность спонтанного дыхательного процесса.
Все прочее - от лукавого.
Я не знаю, откуда Вы взяли необходимость некой "постановки" дыхания в асанах.
Есть самые общие рекоммендации, но они просты и естественны: сгибаться вперед на выдохе, разгибаться - на вдохе. Все. Алес.
Всех благ, и не умножайте сущности сверх необходимого.
В.Б.
Начинающий
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 8 июл 2003, 18:24
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Начинающий »

Виктору:
Спасибо за ответ.
Если подойти к вам в Школу,можно ли будет купить там
"Искусство коммуникации"?( а то нигде найти не могу,
перестали продавать) Дело не в дискаунте,а в наличии : (
Или обязательно надо записаться и учиться?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Начинающий, вообще-то школа - не пункт продажи ЙИК, попробуйте позвонить по телефону тем ребятам, которые реализуют тираж книги: 2616179, по будним дням, с 10 до 17.00
Я вышлю Вам на мэйл главу о пранаяме, быть может пока хватит информации?
Всех благ!
Начинающий
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 8 июл 2003, 18:24
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Начинающий »

Спасибо.Попробую.
mg
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 26 дек 2003, 13:45
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение mg »

И второе. Расслабление даётся очень плохо. Что посоветуете ( какие-то специальные приёмы, книги стоящие об этом.) ?
maxxx
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 00:26
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение maxxx »

По поводу расслабления: если из материалов данного форума и сайта В.Бойко Вы не смогли почерпнуть для себя ничего полезного, вряд ли Вам заочно что-нибудь еще поможет
кукла
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 21 фев 2004, 12:48

Сообщение кукла »

[quote="В обсуждении
"подтягивание коленных чашечек"
Леша"]Т.е. если вам надо какую мышцу включить - вы ее взяли и включили. А если надо расслабить - взяли да расслабили.

А большинство не могут толком сделать наули как раз именно по причине отсутствия возможности осознанно собой управлять...

так вот - умение работать мышцами околоколенной области - это тоже маленький шаг к осознанному управлению собой.
[/quote]

Учиться осознавать, чтобы контролировать, и контролировать, чтобы управлять...

ИМХО, осознанность можно использовать, чтобы научиться вмешиваться или/и чтобы научиться НЕ вмешиваться. Еще вопрос, для чего ее потребуется больше.

Так учат петь по Емельянову(академический вокал, между прочим, как в опере поют!): куча упражнений, направленных на ОСОЗНАНИЕ механизмов голосообразования, а потом вам говорят: "Теперь - не мешайте. Не лезьте. Дайте организму возможность найти УДОБНЫЙ ему способ пения. Ваша задача - запоминать СПОНТАННО ПОЯВЛЯЮЩИЕСЯ ощущения. Чтобы потом ориентироваться: вот это быстро приводит к усталости - значит, от этого надо уходить, а вот при этом, по словам педагога, меня не слышно в зале - тоже не то, а вот теперь - ТО. Не я учу тело петь, и не мне "ставят голос": это мое тело учит меня."
Здесь осознанность культивируют ради... коммуникации сознания с телом, если хотите. Но не ради контроля над телом. Не ради прямого, "в лоб", управления: здесь напряг, тут расслабил - и запел "правильно".

Мы так привыкли, что несколько крупных скелетных мышц подчиняются нашей воле, мы так мало интересуемся загадочной жизнью всего прочего, что есть в нашем теле, что поддаемся приятной иллюзии: мое тело - машина, я могу ею управлять, что есть мое священное право и даже где-то долг, вот сейчас возьму анатомический атлас, разберусь где что напрячь...
А оно ведь не один миллион лет эволюционировало. Именно в "человеческом" качестве. И именно как самоуправляющая система. И даже "защиту от дурака" выставило: чем прямее попытки "управления", тем сильнее сопротивление. Самый близкий присутствующим пример: если длина мышцы слишком быстро - по мнению мышцы - увеличивается, то мышца рефлекторно сокращается, даже не успев растянуться до максимума. Заранее страхуется от возможного разрыва. Чем страшно осложняет жизнь начинающим йогам. :lol:

Леша, а уж не талантливы ли Вы? :) Говорят, всем хороша система Станиславского, только вот пользу из нее извлекают актеры, интуитивно уже "знающие", как перевоплощаться на сцене. Осознание пост фактум, а не осознание как шаг к управлению. Может быть, сначала Ваше тело научилось выполнять наули, а потом Вы сумели и осознать, как именно оно это делает? А есть еще "двигательная интуиция", "двигательное подражание": видит танцор по телевизору незнакомое па - и тут же может повторить, безо всякого анализа, без предварительного осознания. А ученику потом объясняет: "Вот это напрячь, вот тут расслабить, толчок левой задней конечностью непременно через 0,5 секунды после начала выдоха..." Ученик - не научается. Слишком сознательный.
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

вы знаете, когда мы уходим в область психологических, подсознательных, сверхсознательных, интуитивных и прочих интерпретаций, то все становится слишком размыто, общо, очень индивидуально и вообще с трудом выражается словами. Не говоря уже о философских сентенциях или "тонких" ощущениях.

тело оно тем и хорошо, что на его уровне можно что-то сделать явно.
Т.е. сначала вы можете только напрягать все и расслаблять все сразу. Причем и то и то не очень хорошо...
По мере занятий начинает получаться напрягать одно и расслаблять другое одновременно, последовательно, произвольно и прочее.

Далее, если повезет, то можно добраться и до более глубинных процессов, которые уже не то что не управляемые обычно, а даже и не осознаваемые. Скажем, выпить стакан воды, сказать "шанктпракшалана" и она взяла да пошла... Слово "сказать", как вы понимаете, в данном контексте является несколько иносказательным. Как уж там каждый своему организму чего говорит - дело неописуемое словами...

Так вот - поскольку тело есть как ни крути, а интегрированная часть всего человеческого существа, то работая с ним вы начинаете влиять и на все остальное.

А потом люди то разные. В том числе и по подходу к обучению. И видимо уже с рождения. А если уж говорить про взрослых людей – то одному надо вот таким методом осваивать себя, а другому другим. Не говоря уже у том, что на разных этапах развития методы обучения принципиально меняются…

Если брать аналогии, как можно выучить иностранный язык?
Есть группы, где сразу пытаются начать говорить без «лишнего» изучения грамматики, слов и прочего. Типа аргументы – дети же учатся говорить не зная ничего о грамматике, так давайте же быть как дети… Действительно, у кого это идет хорошо. А у кого-то не идет вовсе. Потому что не каждый в 30 лет может стать как ребенок…
Другой подход противоположный – начинаем учиться по строгой методике, грамматика, слова, упражнения – и это довольно таки долго, трудно и упорно. И только потом возникает некая легкость в разговоре…
Или, скажем, обучение игре на любом музыкальном инструменте (видимо голос тоже можно инструментом считать) – хочешь не хочешь, а пока не отдолбаешь гаммы, чтобы от зубов отскакивало -) – никакой легкости не будет… И лишь по достижению какого-то уровня мастерства возникает та интуитивная импровизация… Даже если речь идет о самородках. Знаю я парочку таких самородков – типа взял гитару и понеслась -) Так они в детстве лет так с 7 с этой гитарой спали в обнимку и учились играть на ней часов по 16 в сутки. Если бы так йогой кто занимался – так к 20 годам даже сложно представить что было бы -)
Или те же единоборства – да, в схватке никто не думает (а кто «думает» тот проигрывает), но чтобы добиться интуитивного-инстинктивного поведения тела в бою, требуются годы тренировок, повторений, и не тупых повторений того, что кто-то стоящий перед строем показал, а сначала надо понять, как собственно надо это движение делать, потом делать это медленно с ментальным контролем, потом делать быстрее, и тысячи раз, пока это не войдет в подкорку или куда еще и не станет для вас (и тела) обычным инстинктивным движением, как одернуть руку от огня…
Это я к чему? К тому, что как ни крути, а для большинства взрослых людей, которые решили заняться йогой, необходимо пройти этап освоения работы с телом. Научиться им управлять, и чем на более глубоком уровне, тем лучше. А начинать придется с тех самых крупных поверхностных мышц. Потом переходить к более мелким, потом к внутренним, и т.д.
А потом, в какой-то момент все это оставить. И пойдет импровизация. Может быть -)

Так вот я считаю.
Всем остальным могу только посоветовать попробовать и так и так.
А лучше все совмещать. Чем более разнообразных подходов – тем быстрее развитие.
Федор
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 18 мар 2002, 13:30
Откуда: Киев
Благодарил (а): 69 раз
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Федор »

Клону,Кощею.Возвращаясь к началу темы.
mg-"Здесь немного смущает что как-бы искусственно напрягаешь мышцу которая не учавствует в поддержании формы асаны."
С одной стороны-для чего напрягать мышцу вроде разобрались.С другой стороны,повторюсь,на что "купился" я,осваивая уттхита-триконасану...,проникнувшись(без какой-либо иронии) подходом Виктора Сергеевича к выполнению асан.Опять-же,с одной стороны-расслаблять все,что не участвует в поддержании формы асаны,не заморачиваться нюансами,с другой стороны-колени в "треугольниках",прямизна спины в пашиме,голеностопы в вирасане,выпады в вирабхадрасане,поясница в бхуджангасане и т.д..
Возникает вопрос.Что более соответствует "скромному началу"?Сразу браться,в частности, за осваивание "треугольников",или сначала все-таки "тирьяка-тадасана"(см. ССС "АПМБ"),"вспомогательные виньясы"-в частности,для укрепления коленей,"жимы ногами"(см. А.Лаппа "Йога.Традиции единения"-"техника вспомогательных виньяс"-см. http://yoga.com.ua/lappa/date/vinyasa/1.php ).
Относительно инф-ции по ссылкам-просьба не"грузить" историями кто кого куда когда послал...

См. также копию в обсуждении:
"подтягивание коленных чашечек"
koschey
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 21 мар 2002, 20:06
Откуда: Владимир
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение koschey »

По моим ощущениям треугольники не очень сложные позы, чтоб еще и к ним как то готовиться. А насчет того, что подтянутые колени не поддерживают их форму, имхо, Вы неправы. У меня, например, если колени ослабить, то "задняя" нога стремится немного согнуться. А когда колени расслаблены и чуть согнуты появляется как бы еще одна степень свободы и равновесие держать сложнее. Да и воздствие на поясницу ослабляется, становится нестабильным.
"прямизна спины в пашиме" выполняется по возможности, иначе, если спину сгибать "колесом", то начинают растягиваться больше чем надо например мышцы спины в грудном отделе (сзади позвоночника), а именно они растянуты у большинства часто больше чем надо. Могут возникнуть проблемы с подвывихами позвонков (это я знаю по собственному опыту). Мало того, при согнутой спине растягивание в спине может ошибочно приниматься исполнителем за прогресс в растяжке мышц ног.
Имхо, Вы задаетесь вопросами, ответы на которые на 90% станут очевидными вследствие практики.
Насчет виньяс мое мнеие такое. Лично я не занимаюсь ими и не стал бы этого делать вот почему. Пока у меня одна практика, тоя могу довольно четко ее дозировать и с большой вероятностью сказать, что вот здесь то у меня заболело скорее всего из-за вот такой то ошибки в такой то асане. Значит я скорее всего правильно откорректирую практику и все будет окей. Если же я начну еще заниматься и виньясами, то мне будет затруднительно крошить батон на что нибудь конкретное в случае чего.
Если же Вы хотите мое мнение насчет того, что бы я сделал на Вашем месте, то план действий (исходя из того, что я уже занимаюсь виньясами) был бы примерно следующим. Сначала я задался бы вопросом, а что мне выгоднее. Например, если я мог бы расстаться с виньясами раз и навсегда, то сделал бы это сразу.
Но, если в процессе практики одних асан меня будет тревожить мысль:"А как же я без виньяс то?!", то поступил бы так:
1.Я бы занимался ими единым комплексом в другой половине дня.
2.Оставил бы комплекс неизменным где нибудь 2недели и в это время прислушивался бы к ощущениям в теле. Если все хорошо и нет ни малейших неприятностей то в другой половине дня занимался бы собственно асанами.
3. Добавлял бы в определенный период только что нибудь одно в какой нибудь один из комплексов.
В общем совмещать - значит усложнять себе жизнь. А что конкретно делать в ближайшее время, это, как ни крути, Вам решать.
А насчет того, что подтянутые колени не поддерживают их форму, имхо, Вы неправы. У меня, например, если колени ослабить, то "задняя" нога стремится немного согнуться. А когда колени расслаблены и чуть согнуты появляется как бы еще одна степень свободы и равновесие держать сложнее. Да и воздствие на поясницу ослабляется, становится нестабильным.


См. также копию в обсуждении:
"подтягивание коленных чашечек"
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Н-да, как редко, к сожалению, бывает на конфе нашей (и не только) по-настоящему предметный разговор, вот как этот, куда я и хочу включиться с удовольствием. Интересно: те, у кого практика йоги идет в верном направлении и приносит соответствующий результат либо перестают вовсе участвовать здесь в досужей околойогической болтовне, либо говорят осмысленные веши, проистекающие из ПОЗИТИВНОГО личного опыта.
Итак, господа, пусть вы НАЧАЛИ осваивать асаны. Если это происходит в том ключе, который я пытаюсь здесь разъяснить, то при этом мы должны сначала минимизировать ощущения, чтобы потом разобраться с ментальной релаксацией. Рассуждаем логически: КАК можно уйти от ощущений? Самое простое - не гнуться дальше предела формы, за которым (на котором) данные ощущения возникают. То есть – ПРОСТО делать асану так, как она получается, вообще НЕ ИМЕЯ никакого интереса к форме! Вам нужно сделать ЭТО (асаны) вот в ТАКОМ состоянии сознания. В каком? А когда тело его НЕ тревожит заметными (выраженными, существенными, привлекающими внимание) ощущениями и усилиями (в «силовых» асанах). И вот, как совершенно справедливо говорит Клон, я ТУПО ставлю людей к стенке, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО весьма детально и разносторонне растолковав каждому: делайте так , как получается, и все! Ваша задача – стоять (сидеть, лежать) так, чтобы тело (работа тела – без разницы – суставов, связок или мышц) было МИНИМАЛЬНО представлено в сознании. И, когда сознание сначала отвлечется на тело, а потом останется в нем, оно начнет «отстаиваться», как мутная вода. Но это нужно понимать, не заполняя его оценками (вот, кажется, получилось…, вот, кажется, плохо…), желаниями (как сделать лучше?), сомнениями (правильно ли я делаю?) и т.д, то есть НИКАК не относиться к тому, что ты делаешь. Такая безотносительность (безмятежность) и есть первая стадия ментальной релаксации.
Пример: парень лет 35, проблема с позвоночником и нервами, плюс бессонница. Парень физически сильный, плотный, напряженный и практически несгибаем. И начинаем мы с ним освоение асан именно с ментальной релаксации, хотя то, что он у стеночки изображает, на асаны похоже очень мало. Он сначала дергается, типа «Как же так, вот на картинке… А у меня…», но я объясняю ему что к чему и он начинает учиться деактивировать и потом опустошать свое ментальное пространство. Не буду о подробностях внутренней разборки, сразу об итогах. Через полгода выглядело это так: минут через десять практики с закрытыми глазами лицо парня становилось румяным и размягченным, как во сне. Когда я его поправлял изредка или задавал какой-то вопрос, он приходил в себя с явным усилием. И говорил теперь: когда я в асанах начинаю «видеть сны», тело начинает течь. И это факт – гибкость его заметно росла. САМА ПО СЕБЕ! Но НЕ как результат ментального анализа или каких-то специальных ухищрений, которые ВСЕГДА удерживают человека в обычном состоянии сознания (на поверхности самого себя).
Но чаще у человека все же сохраняется в асанах слишком высокий тонус сознания, и поэтому приходится нарабатывать "«измененку"» НЕ в асанах, а в ПАУЗАХ между ними. Просто после каждой пары асан (если это «стоячие»), либо пары-тройки поз на гибкость и растяжку человек падает в Шавасану и находится в ней до тех пор, пока не сознание не начнет «отъезжать». И как раз тут и надо разбираться с ментальной релаксацией – в паузах, поскольку нет ощущений и горизонтальное положение тела уже само по себе активизирует парасимпатику. Это, Федор, и есть то самое «скромное начало», когда выясняется тип репрезентативной системы человека, особенности сознания и устанавливаются приемы (способы) успокоения его спонтанной деятельности. Потом, когда человек «зацепил» этот «улет», по мере адаптации время. потребное для наступления молчания ума, минимизируется, паузы становятся короче. Когда они уменьшаются где-нибудь до пары минут, то за время практики и человек начинает выполнять уже ВЕСЬ положенный комплекс асан. А вначале, когда паузы вынужденно большие, то вы, быть может, будете за два часа успевать выполнить лишь часть комплекса (половину или треть) и это нормально.
После того, как ментальная релаксация усвоена в паузах и завершающем расслаблении, она начинает «просачиваться» и в сами асаны, тогда человек говорит7 – Я уже и в асанах начинаю видеть «сны» (это обычно бывает у тех, кто имеет визуальную репрезентативную систему). Кто-то не видит, но все равно голова «выключается». И вот ТАКАЯ практика, с наличием ментальной релаксации (молчания ума или первого этапа ЧВН) и есть самая обычна, нормальная ЙОГА. А пока этот компонент – молчание ума – не реализован – это ФИЗУХА, неважно чьего имени или авторства.
И молчание ума (ментальная релаксация) СОПРОВОЖДАЕТСЯ максимальной неподвижностью в асанах, причем без каких-либо усилий воли, но возникает сама по себе. И в ощущения Вы уже не влезете никак – не получается.
А коленные чашечки в контексте всего этого – эпизод, не более. Когда разберется человек с растворением ощущений и потом с ментальным релаксом – вот тогда можно войти в тот же «треугольник», подтянуть чашечки, остаться без ощущений и «выпасть в осадок» – затормозить мышление. Ничего больше не воспринимать, не прислушиваться, напрягая внимание: а что там происходит? Тогда и усилие, сохраняющее данный «подтяг», и напряжение мышц ног в выпадах (да и где угодно) постепенно и само по себе установится ОПТИМАЛЬНЫМ и не лезущим в сознание. А если начинает лезть и нарушать ментальную пустотность – пора выходить из асаны, ее время исчерпано. Вот и все, чего проще? Или – до наступления конкретных признаков – следует выходить из позы как только НАЧИНАЕТ утрачиваться комфортность пребывания в ней.
А чего-то там специально укреплять в ногах, виньясы и прочее – бросьте это, господа! Не умножайте сущности сверх необходимого. Я понимаю – если человек сидит по двенадцать часов в сутки сиднем, или долго болел, тогда нужно как-то специально ноги готовить. Не ищите лишней работы для мозгов, Вам бы избавиться в практике йоги от той, что происходит в них помимо Вашей воли.
Вот такие пироги.
Всех благ!


См. также копию в обсуждении:
"подтягивание коленных чашечек"
Федор
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 18 мар 2002, 13:30
Откуда: Киев
Благодарил (а): 69 раз
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Федор »

Клону,Кощею-спасибо.
Виктору."Чашечки",действительно,частность.Основной момент-Ваш,в последнее время заметный, акцент на культвировании состояния “не-ощущений” в асанах(шавасана не в счет).Заметный потому,что все остальные ,”наши”(в т.ч.-Б.Л.Смирнов) и “не наши”(по крайней мере в русскоязычных переводах) авторитеты,в большей или меньшей степени пишут о культивировании обратного в асанах("наблюдайте за...","сосредоточтесь на...","почувствуйте...","синхронизируйте...","обратите/удерживайте внимание на..." и т.д.).Если "не-ощущения" обозначить как известное в физиологии/психологии состояние «сенсорной изоляции»(уж очень похожи эффекты- потеря чувства времени,всевозможные «улеты» ) и предположить,что покрытый завесой тайны приезд Д.Брахмачари к космонавтам был связан в .т.ч. и с возникающими у космонавтов проблемами от пребывания в состоянии «сенсорной изоляции »,вызванном невесомостью,то можно предположить,что кроме известных описаний реакции на «сенсорную изоляцию»-эксперимента в институте Мак-Гилла и эксперимента на себе нейрофизиолога Лилли-с диаметрально противоположными выводами,у Вас,кроме Ваших выводов из известной сутры Патанджали,критики других систем,были и другие предпосылки/информация в контексте систематического культивирования состояния "сенсорной изоляции",в соответствии с которыми Вы фактически пошли против общеизвестных/общепринятых современных традиций в обучении асанам «западного» человека,освященных именами признанных авторитетов. Очень интересно-какие-же это были предпосылки/информация( работы физиологов/психологов,"традиционные",кроме сутр Патанджали,тексты)?Смущают меня неконтролируемые «улеты»,потеря чувства времени в асанах.Выделение эндорфинов-имхо,тоже не однозначный критерий ...
Спасибо.
С искренним уважением !
Йогини-с наступающим праздником и пусть цветы,внимание и подарки вам дарят не только в день рождения Клары Цеткин! :D


См. также копию в обсуждении:
"подтягивание коленных чашечек"
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Уже долгое время я с грустью вижу что соображения, высказываемые мною касательно внутренней техники выполнения асан и йоги в целом, конфа в основном игнорирует, не слышит в упор, как со стенкой говоришь. Многие здесь уже имеют собственное авторитетное представление об этом, в основном книжно-идейное, которое стремятся отстоять любой ценой, не интересуясь сутью явления, как таковой. Поэтому очень радуют редкие дельные вопросы, на которые с удовольствием отвечаю – в данном случае – Федору.
Акцент на культивирование в асанах отсутствия ощущений возник отнюдь не в последнее время и не на ровном месте, он явился результатом как моей собственной долгой практики, так и многолетнего наблюдения за практикующими самые разные «стили» йоги. Логика этого акцента элементарна, привожу ее.
Функционируя в повседневности человек делает массу вещей и решает необозримое количество задач, тем не менее абсолютное большинство самых разных физических действий (кроме тяжелой работы, случайных экстремальных ситуаций, спорта рекордов и экстрима) реализуется так, что в теле НЕ возникает ощущений, которые привлекали бы наше внимание. Напротив – явные ощущения говорят либо о перегрузке, либо о внутренних проблемах организма, либо о новизне выполняемой работы.
Начинающий хатха-йог (впрочем как и продолжающий) должен тем более избегать явных ощущений (не говоря уже о неприятности и боли), что он делает с телом нечто незнакомое последнему. Такой подход есть распространение усвоенной каждым с младых ногтей бессознательной техники физической безопасности на новый вид деятельности, каковым является для новичка практика асан.
На каком-то этапе собственных занятий для меня стал актуальным вопрос: а когда, собственно, должна начаться йога как таковая, в качестве читта вритти ниродхо? Ясно, что яма-нияма, будучи реализованы в повседневности, не могут осуществляться при молчании ума. Понятно опять же, что пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи являются этапами все более усиливающегося ментального торможения, завершающегося в полной бессознательности – асампраджнята самадхи. Пранаяма также усиливает качество ментального покоя, получаемого в асанах. Следовательно именно в асанах такой первичный покой уже должен иметь место, и по этому поводу Сутры гласят: II. 47. При прекращении усилия /или/ сосредоточении на бесконечном… Опущенная часть предложения: /асана/ достигается («Классическая йога», ППВ, М., 1992, пер., введ., комм. и реконстр. системы Е.П.Островской и В.И.Рудого, с. 143)
Ясно, что при работе в зоне ДОПУСТИМОЙ (не повреждающей) формы и нагрузки в теле нет ощущений (и дискомфорта) как от мышечного усилия, так и от формы. Все что происходит с телом НЕ выходит в восприятии (и НЕ должно выходить при систематической физической деятельности – разовая – ладно, это организм перетерпит) за типовые рамки, как если бы я, скажем, мыл посуду или неторопливо гулял по улице. Это подразумевается неосознанной техникой физической безопасности, распространяющейся на ВСЕ типовые действия человека. Откуда здесь могут взяться какие-то новые, заметные, воспринимаемые сознанием ощущения в руках или ногах? Конечно их нет, а если бы они возникли, я бы серьезно задумался: что это со мной? Если все в порядке со сложностью формы и величиной усилия, то КАКОЕ-ТО КРИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ я просто их НЕ воспринимаю. Что вовсе не означает их отсутствия! Все эти требования жизненной ТБ должны быть распространены и на асаны, практика которых также систематична и ежедневна, как ходьба, еда сон, ets. Мы стараемся идти по улице лучше? Лучше ЧЕГО можно идти? И как? Дышать ЛУЧШЕ, спать ЛУЧШЕ, лучше вставать, садиться, двигаться? Лучше чего? И как?
Вопрос: почему новички пытаются сделать асану лучше, нежели она сегодня получается, чем позволяет физическое состояние? Потому что они исходит из внушенной книжками (людьми) идеи, что показанная на картинке поза и есть йога. Но за картинкой и тем более идеей может стоять что угодно – врожденная гибкость, десятилетия тренировок, молодость, специальные ухищрения, желание выделиться, зашибить деньгу и т.д.
Сутры говорят, что асана достигается при сосредоточении на бесконечном, чего в любых действиях повседневности не бывает. Следовательно состояние сознания в повседневности и асанах должно быть СОВЕРШЕННО РАЗЛИЧНЫМ.
Как можно сосредоточиться на бесконечном? Только в том случае, когда ты замираешь, отказываешься от какой-либо работы тела и сознания, в том числе в асанах. А что означает подобный отказ? Конечно релаксацию! И тела, и сознания.
Что же получается? Да все очень просто: вошел в асану, принял доступную сегодня для себя ее форму и расслабил тело. Причем форма такова, чтобы избежать любых явных (не говоря уже о неприятности или боли) ощущений. Таким образом физическая ТБ соблюдена. Если в принятой форме ощущения не уходят – форму следует упростить, это ясно, как дважды два.
Теперь сознание: сосредоточение на бесконечном можно понять только как сосредоточение ни на чем, то есть спонтанная ментальная деятельность (при отсутствие ощущений в теле) останавливается, это и будет ЧВН, ментальная релаксация, молчание ума. Как это сделать? Напомню изречение Лао Цзы: - Как сделать мутную воду чистой? Оставьте ее в покое и она отстоится.
Условием молчания ума в асанах является ОТСУТСТВИЕ всякого волевого управления телом, в том числе – его формой. Надеюсь ход мысли возражений не вызывает? КАК очистить ментальное пространство в каждом конкретном случае мы разбирать здесь не будем, это уже другой вопрос, завязанный на особенности восприятия, физического состояния и т.д.
Итак, если мы не можем опровергнуть вышесказанное (а оно вытекает из первоисточников, логики и личного опыта), то как это стыкуется с тем, о чем, по словам Федора, пишут авторитеты: наблюдайте за...", "сосредоточтесь на...", "почувствуйте...", "синхронизируйте...", "обратите/удерживайте внимание на..." и т.д.?
Мой ответ: никак! Не стыкуется! Я считаю, что все, кто говорит здесь о контроле - ОШИБАЕТСЯ!Поскольку когда КТО-ТО делает ЧТО-ТО – наблюдает ясным сознанием, синхронизирует, старается сделать лучше – это НЕСОВМЕСТИМО ни с покоем тела и ума в частности, ни с ЧВН тем более. Понимание человеком западного склада текстов йоги, где в каком бы то ни было виде говорится о контроле, на мой взгляд содержит опасную погрешность: на самом деле речь идет о сохранении условий, при которых спонтанно развертываются системные процессы, протекающие вне сферы восприятия и компетенции разума. Я нахожу, готовлю, кладу в рот, жую и глотаю пищу (мое действие), но переваривается она автономно, за это отвечают механизмы, неизмеримо более древние, нежели сознание. И для того, чтобы этот процесс происходил как надо, нужно только одно: после акта глотания не мешать ему! Это один из принципов йоги - создавать условия для включения и протекания процессов, которые осуществляются в человеке (и не только!), но неподвластны ему впрямую. Подлинная йога есть искусство КОСВЕННОЙ РЕГУЛИРОВКИ!
Отсутствие ощущений при глубокой релаксации тела и ума НЕ есть сенсорная депривация! И не вызывает таковой, напротив, в состоянии ментального торможения тело воспринимается очень глубоко и тонко, как только необходимое ЕМУ, телу, оптимальное время выдержки асаны заканчивается, практикующий ощущает начало утраты ментального покоя и выходит из позы.
Если торможение более существенное, тело, действительно, можно «вообще «отрезать» от сознания, но это достигается только в глубокой медитации, что я частично проходил на себе и видел на других. Но НЕ ЭТО убедило меня в том, что именно ТАКОЙ режим выполнения асан – в состоянии глубокой ментальной релаксации – и есть ТО САМОЕ, о чем говорил Патанджали и что побудило людей сохранить йогу в веках как великое чудо. Работая с самыми разными больными (так сложилось само по себе много лет назад) я увидел на людях (с очень большими двигательными и другими ограничениями), которые просто НЕ могли по состоянию здоровья стремиться к совершенству формы, что основной эффект дает НЕ такое старание, не степень нагрузки либо «правильность» формы, но только релаксация сознания! Если человек въезжал в этот момент – без разницы ЧТО из асан при этом выполнялось! - через какое-то время он выздоравливал! Возвращался к оптимальному для себя состоянию психосоматического равновесия. И когда я стал все это анализировать, стало ясно что НЕТ и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ того, кто возьмет и лично очистит воду, убирая из нее муть. Надо создать условия, чтобы вода (ум) отстоялась и стала прозрачной – грамотно оставить ее в ПОКОЕ!
Всем известно что в обращении встречаются фальшивые купюры – например стодолларовые – так похожие на настоящие, что их можно отличить только с помощью специальной аппаратуры. Различие не воспринимается глазом, так? Но ведь оно есть, и существенное! Или, скажем, стразы, фальшивые драгоценности, которые тоже не отличить от настоящих. К чему я это говорю? А к тому что асаны, выполненные в обычном состоянии сознания - это один эффект, позитивный, не спорю, но с размерностью воздействия обычной физухи. А когда асаны выполняются в относительном молчании ума – эффект совсем иной, на порядок выше! Практика в ТАКОМ ключе решает ТАКИЕ проблемы человека и его бытия, до которых никакая физуха НЕ дотянется! Йога, с самого начала следующая в русле культивирования ЧВН (которую я называю традиционной или классической – как хотите) дает такие следствия, которые никогда и ничем не добиться ни больным, ни здоровым. И суть ее адски проста: создание условий, при которых специфическая физическая работа (асаны) при заторможенном сознании (молчании ума, ментальной релаксации) запускает режим глубокого очищения, восстановления и самонастройки системы, в том числе и на высшее. У больных это очень заметно, у здоровых – не так выражено и быстро, однако данная практика со временем в корне изменяет любого человека и его жизнь. Грубо говоря, самонастройка имеет этапы: сначала приходит в порядок (становятся такими, какими они должны быть у данного субъекта от природы – насколько это возможно при наличной степени износа и повреждений) тело и нервная система. Затем наступает очередь психики и души – это уже совсем иная песня, отнюдь не быстрая. Ну а сиддхи самого разного калибра сопутствуют ходу самонастройки.
Когда я врубился в суть происходящего, то стал ясен когда-то странный пассаж ССС: концентрация внимания не может быть волевым актом, она случается спонтанно только в глубоком расслаблении тела и ума.
Нет в асанах неконтролируемых «улетов», человек может сказать что в них он как будто видит сны – это свидетельство хорошей степени расслабления ума, но потери себя не бывает.
И блаженства тоже нет – один прозрачный покой.
Так что, Федор, насчет культивирования в моем подходе сенсорной изоляции Вы маленько промахнулись, этого в асанах нет и быть не может. А вот уже далее, начиная с пранаямы – пожалуйста…
Всех благ!
Последний раз редактировалось Виктор 8 мар 2004, 09:08, всего редактировалось 2 раза.
koschey
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 21 мар 2002, 20:06
Откуда: Владимир
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение koschey »

Сильно.
Виктор, перечитал под впечатлением последнего Вашего поста еще раз тот, что выше. Несколько по новому взглянул на шавасану. Раньше считал, что при практике асан это в основном способ сбросить излишнее напряжение между асанами, как бы уравновесить ощущения в теле. Конечно, было такое наблюдение, что после шавасаны остается некое послевкусие што ли, как бы остаточный покой, который накладывает отпечаток на выполнение последующих асан. Но вот так вот мысль, что это непосредствено и есть прямое средство для достижения правильности их выполнения у меня никак не оформлялась. Надо будет мне пересмотреть ее место в практике.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Совершенно верно, koschey!
Пересмотреть в данном случае будет полезно.
Я, кстати, еще несколько строк добавил к постингу - для усиления восприятия и облегчения выражения. :D
Всех благ!
Олежик
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 28 янв 2004, 16:12

Сообщение Олежик »

Я тоже под впечатлением топика ВСБ.
Действительно сильно и главное, что понятно.
В связи с этим скажу, что очень хочется прочесть новую книгу "Искусство коммуникации". Это так - мое скромное желание. :)
BlackJack
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 9 дек 2003, 12:03
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение BlackJack »

Виктор писал(а): Отсутствие ощущений при глубокой релаксации тела и ума НЕ есть сенсорная депривация! И не вызывает таковой, напротив, в состоянии ментального торможения тело воспринимается очень глубоко и тонко,
Всех благ!
А по-моему, это как раз и есть сенсорная депривация. Только не вижу ничего в этом плохого. Когда перестает поступать информация из внешнего мира мозг переключается на восприятие тела (сознание на восприятие подсознания). В результате улучшается регулировка тела мозгом (устанавливается контакт сознание-подсознание). По-моему депривация является одним из механизмов или способом запуска "коммуникации".
It works. It really works.
Ответить