Основы буддизма

"Отовсюду обо всем или мировой экран", - как говорил Бендер о своих снах.
felixS
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 18:11
Откуда: одесса, тель-авив
Благодарил (а): 137 раз
Поблагодарили: 241 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение felixS »

Эрци писал(а):о "страдании" и тому подобном в буддизме понятно разобрано в докладе А.В. Парибка
Ну, если вам так понятнее ... Как по мне, сказано одно и то же, хоть и более подробно. С другой стороны, подавляющему большинству людей подобные сентенции не понятны в принципе, равно как и смысл разводить всё это "философское словоблудие". О чём АВП так же говорит, в след за мудрецами прошлого вплоть до Патанджали, Будды, Кришны, первых риши ... об этом и в данной ветке упомянуто, хотя опять - "пониманием" фразы в обсуждении не пахнет, пахнет только горячечным бредом и корявыми попытками свести всё к шутке ... не всем это "понимание" дано изначально. Но учиться можно и нужно. А молоть ерунду - вредно и не эстетично ...
Эрци
Сообщения: 2742
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 19:50
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 286 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение Эрци »

felixS писал(а):А молоть ерунду - вредно и не эстетично ...
по крайней мере несуразно. Понимать что-то, не понимать - личное дело каждого. Нынешний далай-лама рекомендует любому человеку придерживаться верований, которые ему прописаны в подкорку рождением и воспитанием. Что не мешает некоторым при желании осознать свою запись и с ней не согласиться. К верованиям я отношу и атеизм.
felixS
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 18:11
Откуда: одесса, тель-авив
Благодарил (а): 137 раз
Поблагодарили: 241 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение felixS »

А. М. Пятигорский, Лекции по буддийской философии (49:45)
... а в буддизме ориентация на НЕ-нормального человека, который думать хочет ! Хочет думать дальше и пропади ты всё пропадом !
И пропадает между прочим [cb]
За это сообщение автора felixS поблагодарил:
alexyoga
Рейтинг: 6.25%
 
felixS
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 18:11
Откуда: одесса, тель-авив
Благодарил (а): 137 раз
Поблагодарили: 241 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение felixS »

Мифолог писал(а):
felixS писал(а):
Мифолог писал(а):Да пусть уж все будет, только лишь бы не применять автоматически к любой вещи или процессу из этого "всего" мысленную приставку мой (моя, моё).
И будет счастье, правда уже не моё, а просто счастье...)
Ага, как пословице - хорошо там где меня нет 8-) Хотя это слишком просто. Себя и своё любить надо и это гораздо тяжелее, чем просто "пнуть себя как камень".
Практика простая, однако требующая некоторых усилий. Как и все у Будды. К тому же, на мой взгляд, здесь нет противоречия с Патанджали...)
Себя и своё любить надо и это гораздо тяжелее, чем просто "пнуть себя как камень".
Любить себя и "пнуть себя как камень" - это одно и то же, если присмотреться...)
Зачем же нам эта двойственность? )
Во-первых - я неудачно выразился. Под "слишком просто" - я имел сказать "нельзя на этом останавливаться", слишком просто чтобы быть окончательным решением. Иначе можно превратиться в растение. Солнышко светит - счастье, дождик пошел - опять счастье. Ничего моего, сплошное слияние с природой. Это похоже на то, что Патанджали говорит в 1.19 о растворённых в природе. Личность надо интегрировать в процесс, но для начала(середины, конца) её надо пнуть хорошенько, чтоб посмотреть на неё/себя со стороны.
Во-вторых, как практика - это очень круто (как по мне). Чтобы дойти до реальной возможности претворить такое, надо убрать если не все свои "хвосты", то все явные "хвосты" точно. Моё очень едкая субстанция. Как говориться - всё вокруг народное, всё вокруг моё. Даже "Ё" - моё 8-) Понять и принять факт, что всё вокруг не моё или не не-моё, а просто всё вокруг - бОльшая и самая трудоёмкая часть работы, слишком много этого всего - бесконечное количество 8-)

По-моему с Патанджали это совпадает - бесстрастие как оно есть. А если принять (для разнообразия) мнение, что буддизм оказал влияние на ЙС, то совпадений/не-противоречий найдётся ещё много. Мне вообще не понятна непримиримость противоречия Атман-Анатман. Противоречие только методологическое (имхо), а следовательно чисто условное. Но раз Благородные Мужи считают иначе, приходится признать, что по всей видимости просто не дорос до понимания этой непримиримости.

Любить и пнуть становятся одним и тем же тоже совсем не сразу. Сначала - то что есть. А есть я и моё, которые затрудняют дыхание. Сначала их надо пнуть. Потом, когда откатятся на расстояние - рассмотреть, понять что они такое есть, принять как есть и уж потом говорить о любви.
Вы говорите - "зачем двойственность?" Опять же - я бы тоже был не против без неё, но она - то что есть. Не-двойственность - ответ, окончательное решение задачи, а тут бы с промежуточными разобраться. Эко мы от Будды к Шанкаре скакнули 8-) Хотя между ними противоречия сглаживаются ещё больше, чем между Буддой и Патанджали.
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение Мифолог »

В буддизме ЭГО (я, моё и т.д.) это просто ложная концепция, которая есть только тогда, когда ум её думает. Поэтому в соответствующих практиках предлагается её не думать или по крайней мере не думать её по каждому поводу. Тогда станет понятным, что мысль о Я содержательно пуста и ничего не добавляет к тому, что и так есть...
Но когда человек принимает эту мысль серьезно и пытается наделить её неким содержанием, то это так или иначе ведет к мучительным состояниям (духкха)...
И это конечно же прежде всего методология и эмпирика, так что делать из этого какие-либо далеко ведущие онтологические выводы вряд ли имеет какой-либо смысл...
felixS
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 18:11
Откуда: одесса, тель-авив
Благодарил (а): 137 раз
Поблагодарили: 241 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение felixS »

Это возврат назад, к животно-растительному состоянию. Какбэ нам не туда, мне так кажется.
Нужен некий новый уровень понимания, а не полная бездеятельность. Поэтому-то, кстати, ашрамно-монастрынский путь тупиковый по определению - бездеятельность, возведённая в абсолют...
Ну, я кагбэ о том же.
Хотя периоды бездеятельности необходимы. Не одиночество, а уединение. Будда говорил о серединном пути. ИМХО, в данном контексте - ничто не должно превалировать, ни деятельность ни бездеятельность, ни личность, ни безличность. Как в природе - всему своё место, свой вид гармонии. Это идеальный вариант, но в разнообразных локальных ситуациях его достаточно просто реализовать (при наличии соответствующего навыка, естественно). Например с родными и близкими надо быть собой на 130%, а не корчить из себя ЁГА. А вот во время практики (не только хатха) надо быть без-деятельным без-мотивированным, без-личным, тогда будет успех и "новый уровень понимания"
felixS
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 18:11
Откуда: одесса, тель-авив
Благодарил (а): 137 раз
Поблагодарили: 241 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение felixS »

Мифолог писал(а):В буддизме ЭГО (я, моё и т.д.) это просто ложная концепция, которая есть только тогда, когда ум её думает. Поэтому в соответствующих практиках предлагается её не думать или по крайней мере не думать её по каждому поводу. Тогда станет понятным, что мысль о Я содержательно пуста и ничего не добавляет к тому, что и так есть...
Но когда человек принимает эту мысль серьезно и пытается наделить её неким содержанием, то это так или иначе ведет к мучительным состояниям (духкха)...
И это конечно же прежде всего методология и эмпирика, так что делать из этого какие-либо далеко ведущие онтологические выводы вряд ли имеет какой-либо смысл...
Мне больше нравится знак равенства между "ложный" и "концепция". Тогда всё становится (для меня) на свои места: Эго ? Концепция. Атман ? Концепция. Шунья ? Концепция. Будда ? Тоже концепция. Пока ум работает, мысли возникают и концепции возникают. Концепция "Я" пуста настолько же насколько и все другие концепции.
Вы правы в том, что серьёзно относиться к концепции "Я" вредно. Но с другой стороны все концепции (как часть Материи) существуют для того, чтобы вытолкнуть человека из Материи во вне (как бы оно там не называлось). И с этой точки зрения "Я" полезно - это мотивация, без которой никуда.
Вобщем, парадоксальность мира, "единство и борьба противоположностей" не дают казать "да" без "нет", если вы понимаете о чём я ...
Аватара пользователя
Козюльский
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 22:29
Откуда: Алматы
Поблагодарили: 13 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение Козюльский »

Может кто знает, а чего Будду не вставила йогическая медитация, чего он продолжил поиски, покинув своих учителей - йогов? Википедия пишет, что потом он попробовал суровую аскезу и понял, что и это не то, потом нахлынули воспоминания детства и он вошел в состояние дхьяны и понял вот оно, в йоге ведь тоже есть это состояние, как одна из ступеней, ничё понять не могу...
Аватара пользователя
tapas
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
Откуда: рукав Ориона
Благодарил (а): 876 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение tapas »

Лысенко В.Г. "Ранний буддизм, религия и философия":
[spoiler="Скрытый текст"]"В целом культура поведения и психики,которую описывают буддийские тексты, мало чем отличаются от норм брахманско-шраманской традициии практически не несут в себе ничего специфически буддийского. Буддийское видение мира сосредоточено в праджне, или культуре мудрости. В текстах она отождествляется с знанием четырех арийских истин. Из звеньев восьмеричного пути ей соответствует «правильное воззрение»(самма-диттхи)".

"Таким образом, первые два уровня предполагают «внешние регламентации», определяют «внешний» рисунок поведения. Более высокие уровни касаются уже собственно духовного прогресса. Методы работы над собой, рекомендуемые Буддой, немногим отличаются от методов других аскетических общин — это йогические упражнения по самоограничению и контролю чувств(исключая особо болезненные практики самоумерщвления), а так же упражнения по концентрации внимания. Однако чистая йога с точки зрения буддизма столь же бесперспективна, как и бездумное исполнение ритуалов. Чтобы иметь сотериологический эффект, йога должна быть еще и «умной»,т.е. нести в себе определенные идеи. Поэтому понимание и реализация буддийских доктрин в известном смысле важнее йогической подготовки."
[/spoiler]Я не большой спец по буддизму, но ИМХО Будду не устраивал не сам процесс, а отсутствие результата. Пользуясь йоговскими методами он таки добился что его торкнуло и уже на это наложил свои идеи. Т.е. сначало было некоторое преображение вызванное психопрактиками а уж из этого преображения вытекал соответствующий дискурс. И никак не наоборот, иначе телега перед лошадью получается.
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение Мифолог »

Будда ведь учился у древних санкхьяиков, которые не были уже так сильно связаны с ритуалом. Но он пошел дальше и полностью отвязал брахманскую йогу от ритуала, и после некоторой переработки распространил её на всю жизнь человека, на всю область его экзистенции, придав ей четкий сотериологический смысл. Йога Патанджали, видимо, была симметричным ответом Будде в рамках традиционной санкхьи...
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Интересно о разном

Сообщение Мифолог »

Эрци писал(а):Небесное погребение в Тибете

слабонервным не смотреть
Интересно, почему все или почти все монголоиды анатмавадины? И дело не только в буддизме, который пришел на подготовленную почву и только там и остался....
Эрци
Сообщения: 2742
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 19:50
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 286 раз

Re: Интересно о разном

Сообщение Эрци »

вряд ли они сами подозревают о том:)

по-вашему "подготовленная почва" для буддизма в Тибете - бон? (опустив историю на выживание между ними). Так и в современном его варианте духи вполне самосущностны, то есть вера в них. Также в собственную индивидуальную душу. И обряд того погребения, конечно, пришел из бона.
На мой взгляд сложились разные уровни (ан)атмавады - в чистом виде нет того или того. В учении тибетского буддизма ведь тоже что-то "перерождается" между жизнями (виджняна "поток сознания").
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Интересно о разном

Сообщение Мифолог »

Тут ИМХО дело гораздо глубже. У монголоидных народов как-то по другому развито личностное, индивидуальное начало. Оно у них не только не считается абсолютным, но даже как бы вторично и подчинено чему-то более общему, встроено в некий общий порядок вещей. Приземлено что ли... Шаманизм, кстати, и занимается встраиванием человека в порядок вещей. И поэтому у них хорошо пошел буддизм с его иллюзией Самости, которую они и так никогда не имели... Не от того ли у них такая высокая производительность рутинного труда...
Это конечно больше китайцев касается и всех народов под их влиянием. Парибок вот красиво расписал онтологию китайской цивилизации, но этот вопрос как-то не поднимал. А тибетцы хоть и выбрали индийский путь (диспут в Самье), но не до конца и в глубине души остались китайцами, ибо против природы сильно не попрешь...
Эрци
Сообщения: 2742
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 19:50
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 286 раз

Re: Интересно о разном

Сообщение Эрци »

на моё имхо ваши глубокие выводы составлены по принципу винегрета. И не касаются поставленного вопроса об анатмаваде. Что Вы называете "индийским путем" - буддизм или индуизм? Кажется в контексте разговора - первое. Но в Индии оный давно почил (благодаря атмавадинистым мусульманам:)). И как будто китайцы восприняли буддизм не от индийца Бодхиддхармы, соответственно от него представление о непостепенном пути (что впоследствии и отстаивал китайский учитель в том диспуте в Самье, то есть там был выбор между двумя индийскими вариантами практики буддизма, один из которых прижился в Китае).
Рассуждения об азиатском типе самосознания, соответственно производстве, встречаются часто. Вроде китайскую онтологию\психологию масс и их правителей возводят к конфуцианству (с даосскими вкраплениями, кто хочет быть маргиналом) - что хорошо наложилось на линию компартии, + разумеется на факт, что их очень много.
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Интересно о разном

Сообщение Мифолог »

Я просто констатирую факт, что буддизм прижился и сохранился именно у монголоидных народов (кроме жителей Шри Ланки). И связываю сей факт с культурно-психологической особенностью этих народов, а именно с неразвитостью индивидуального начала в европейском и индийском смысле (душа и Атман). Что созвучно буддийскому отношению к Самости...
По моим наблюдениям в духовных устремлениях к буддизму чаще приходят те, у кого Самость (эгоизм) зашкаливает и с ней надо что-то делать, или те, у кого её от природы не так много. Срединное же большинство тяготеет к разным формам теизма...

Непостепенный путь, точнее акцент на непостепенности - это чисто китайское изобретение (тибетский дзогчен растет корнями и оттуда, чтобы не говорили дзогченпа)), идущее от 6-го патриарха чань Хуэйнена, а отнюдь не от Бодхидхармы. И в Самье спорил приезжий китаец с приезжим индусом, а тибетцы только слушали. Так что это было именно индо-китайское сражение за тибетские умы...)
Эрци
Сообщения: 2742
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 19:50
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 286 раз

Re: Интересно о разном

Сообщение Эрци »

Ваша мысль понятна. Я просто констатирую возражения.
"Факт" имеет исключения помимо Цейлона, в частности не ясно почему буддизм появился таки в Индии и достаточно долго там здравствовал. Или почему в других обширных по численности монголоидов местах он не прижился. Например, в четвертой сейчас по населению стране мира Индонезии преобладает ислам.

Вообще не понятно с чего Вы взяли, что находящийся в теистической системе координат как-то получше ощущает свою самость\личность\индивидуальность, чем нетеист. Нищий шиваит в Индии больше знает о своей личности, чем буддийский король в Бутане, скажем?
Культурная или еще какая идентичность не имеет прямого отношения к концепциям атмана\анатмана, кои есть в первую очередь системы отсчета, в которых себя рассматривает\осознает практикующий оный взгляд на мир.

По второму пункту.
Видите ли, что считается исторически известным, сводится к тому что кто-то рассказал как было (источник) и другие с ним согласились - договорились. Иначе будет как у Мациха - сочинять с потолка. Если у Вас личное мнение по поводу происхождения дзен\чань, отличное, например, от исследования Генриха Дюмулена (есть в сети), то и ладно. О чем тут спорить.

Аналогично по истории дзогчена. Замечу только, что видеть китайскую (чаньскую) основу в нем - это не понимать его сути, хотя бы потому, что чань каким бы не был непостепенным - это уровень сутры, то есть путь отречения, чего не скажешь о дзогчен - пути "за пределами" сутры и тантры (при неотрицании и практическом использовании при надобности их базовых методов). Смотрите, если пожелаете, "Дзогчен и дзен" Чогьяла Намкай Норбу.
За это сообщение автора Эрци поблагодарили (всего 2):
halasAnna, Мифолог
Рейтинг: 12.5%
 
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Интересно о разном

Сообщение Мифолог »

Эрци писал(а):Ваша мысль понятна. Я просто констатирую возражения.
Например, в четвертой сейчас по населению стране мира Индонезии преобладает ислам.

Ислам там победил довольно поздно, сказалось то, что морское влияние на эту страну было сильнее сухопутного. До ислама же отдаленность этих территорий, затрудняющая постоянный духовный присмотр за ними, способствовала просто удивительному местному религиозному творчеству. Например, чуть ли не до 17 века на Яве господствовал синкретический культ Шиво-Будды ).
"Факт" имеет исключения помимо Цейлона, в частности не ясно почему буддизм появился таки в Индии и достаточно долго там здравствовал.
В Индии все таки была религиозная и тем более философская терпимость. А здесь такое прекрасное и замечательное учение, да еще противостоящее засилью брахманизма. Царям (кшатриям) это было также весьма кстати, вот и поддерживали...
Нищий шиваит в Индии больше знает о своей личности, чем буддийский король в Бутане, скажем?
Пример некорректный. Лучше уж сравнивать нищего шиваита с бутанским нищим... Хотя если шиваит окажется нищим кашмирским брахманом, то можно и с королем...)
Культурная или еще какая идентичность не имеет прямого отношения к концепциям атмана\анатмана, кои есть в первую очередь системы отсчета, в которых себя рассматривает\осознает практикующий оный взгляд на мир.
Культурная идентичность и культурная среда не могут не влиять на предпочтения во взглядах на мир, пусть и опосредованно. У китайцев и тибетцев, насколько мне известно, просто не было ничего похожего на представления об Атмане, кроме разве что "хозяин своего хозяйства", коим словом тибетцы и перевели Атман на свой язык...
Если у Вас личное мнение по поводу происхождения дзен\чань, отличное, например, от исследования Генриха Дюмулена (есть в сети), то и ладно. О чем тут спорить.
О чань я получал знания от аутентичных учителей этой традиции. Но речь идет, если вы заметили, не о чань как таковом, а о непостепенном пути в нем, представленном в Южной школе, идущей от Хуэйнена. Спор в Самье случился как раз через несколько десятков лет после начала активного распространения доктрины непостепенного пути...
Аналогично по истории дзогчена. Замечу только, что видеть китайскую (чаньскую) основу в нем - это не понимать его сути, хотя бы потому, что чань каким бы не был непостепенным - это уровень сутры, то есть путь отречения, чего не скажешь о дзогчен - пути "за пределами" сутры и тантры.
Про основу - это слишком, скорее это духовное сродство, ощущаемое в переживаниях.
А вот такое деление всех буддийских школ по уровням принято лишь в тибетском буддизме, в школе нингма, в частности, и нигде больше, и ваджраяна там, разумеется, превыше всего. Я знаком и с чань и с дзогчен, и потому, при всем уважении к ННР, представляющему лишь одну из сторон, вполне могу и сам в меру своих сил судить о сходстве и несходстве между ними...
Эрци
Сообщения: 2742
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 19:50
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 286 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение Эрци »

отвечу в очередности ваших абзацев.


1. Надо полагать, сухопутное влияние на острова невозможно по определению?
Так или иначе ислам там осел, и не выветрился за несколько веков голландского колониализма. И "духовного присмотра" не потребовалось:) А по вашей концепции, с которой началась наша малосодержательная дискуссия, этого не должно было произойти.
2. Голословно насчет Индии, но можно принять - брахманы могли довести кого хочешь:).
3. Вполне корректно сравнить любого представителя одной выборки и любого другой.
4. Известно и очевидно, что буддизм, особенно тантрический, заимствовал культурные предпочтения у индуизма - символику, формы визуализируемых божеств, их атрибуты, в некоторых случаях их самих, наполнив иным смыслом,… или например тенденцию индийских тантриков сидеть практиковать\жить на кладбище и т.д. Аналогично в Тибете произошло взаимовлияние бона и буддизма, включая ритуальную сторону. При необусловленности сути буддийского учения культурными предпочтениями своей формы передачи в определенном месте, включая и синкретические образования, вроде указанного Вами (что собственно характерно в разной степени для распространения буддизма на всех территориях, где он появился).
Относительности скудобедности тибетского языка в донесении смысла санскритского слова атман - загляните в словарь Ю.Н. Рериха, т.4, с. 248-254 — на столько страниц у него расписаны производные от
Изображение
4. Как Вам угодно. Ваши аутентичные криптоисточники мне не известны. По истории чань сужу по открытым, как ранее сказал.
Касательно великой роли Хуэйнена в деле развития сего пути не могу судить - признаться, никогда не мог дочитать до конца его сутру помоста - скука, на мой взгляд.
5. Тем более как Вам угодно. Судите. Только замечу "и ваджраяна там, разумеется, превыше всего" - ваша собственная интерпретация, если такое приписываете ЧНН. Это примерно как заявить, что арифметика не столь важна, как интегральное исчисление. Но для конкретной задачи возможно требуется только таблица умножения. Уровни учения в классификации нингма (9 колесниц) не означают меньшей ценности низших в списке в сравнении с высшими, и соответствуют способностям и навыкам практиков.
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение Мифолог »

Эрци писал(а):Относительности скудобедности тибетского языка в донесении смысла санскритского слова атман - загляните в словарь Ю.Н. Рериха, т.4, с. 248-254 — на столько страниц у него расписаны производные от
По поводу скудобедности - это вы зря. Тибетцы пожалуй лучше всех прокалькировали санскритские термины, значительно обогатив смыслами свой язык. Атман же переведен тибетцами словом "bdag" (читается "даг"), "хозяин", как наиболее подходящим из имеющихся у них слов. Возвратное местоимение "сам" они не стали использовать.
Парибок интересно рассказывает по поводу переводов с санскрита на тибетский во второй половине лекции: http://vk.com/video-47967970_166586851? ... 6a77f0c3fb" onclick="window.open(this.href);return false; . Там он и про атман упоминает.
Касательно великой роли Хуэйнена в деле развития сего пути не могу судить - признаться, никогда не мог дочитать до конца его сутру помоста - скука, на мой взгляд.
Цветастые мистические тексты тибетцев, без сомнения, интересней и занимательней...)
Уровни учения в классификации нингма (9 колесниц) не означают меньшей ценности низших в списке в сравнении с высшими, и соответствуют способностям и навыкам практиков.
Вы расскажите про это тхеравадинам на буддийском форуме. Услышите много "лестных" слов в свой адрес...)
____________________
ЗЫ: Честно говоря, не вижу смысла продолжать подобного рода дискуссию.
Эрци
Сообщения: 2742
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 19:50
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 286 раз

Re: Основы буддизма .

Сообщение Эрци »

спасибо за просвещение по тибетскому языку. Возвратные местоимения вроде "сам" и использовались тибетскими переводчиками для санскритского термина и вокруг него. Не посмотрели те 7 страниц в словаре Рериха? Например
[spoiler="Скрытый текст"]Изображение[/spoiler]
bdag читается дак с гортанной смычкой на конце.

С нелепицей про "цветастые мистические тексты тибетцев" - это к Минвалееву.

Отчего тхеравадины должны быть недовольны, что их учение признается высочайшим, а сами они сверхспособными? - я допустим не смогу годами сидеть в випассане (их варианте оной), следственно восхищаюсь ими, да и социально требуется быть благоустроенным, оказаться в монастыре например или еще как-то. Намедни услыхал историю, как кто-то попал в тюрьму в Индии, там занялся випассаной, и весьма счастлив, что так сложилось.

PS согласен
Ответить